Способы глагольного действия - лексико-грамматические разряды глаголов, обозначающих различные временные, количественно-временные и результативные модификации действия, выраженные с помощью словообразовательных формантов (приставок, суффиксов и постфикса -ся). В рус. языке имеются след. основные С. г. д.
1. Начинательный способ. Глаголы со значением "начать действие, названное мотивирующим глаголом" имеют приставки: за-: запеть "начать петь", забегать, заволноваться, застучать; воз- (иногда в сочетании со значением интенсивности действия): возликовать "начать ликовать", возлюбить, возненавидеть; по-: подуть "начать дуть", полюбить, почувствовать, посыпаться; вз- (в сочетании со значением интенсивности действия): взволноваться "начать сильно волноваться", взвыть, взреветь; формант раз- + -ся (в сочетании со значением достижения большой интенсивности, часто в результате постепенного нарастания интенсивности): разгореться "начать сильно или хорошо, ровно гореть", разбушеваться, распеться, расшалиться.
2. Ограничительный способ. Глаголы со значением "действие, названное мотивирующим глаголом, совершить в течение нек-рого времени (чаще недолгого)" имеют приставку по-: побеседовать "провести нек-рое время в беседе", постоять, покатать, полетать, поработать.
3. Длительно-ограничительный способ. Глаголы со значением "действие, названное мотивирующим глаголом, совершить в течение к.-н. времени (чаще длительного)" имеют приставки про-: простоять "провести какое-то время стоя", прождать, проворочаться, проискать; пере- (обычно в сочетании со значением известного, определённого отрезка времени): переждать "провести определённое, необходимое время, ожидая окончания чего-н.", перезимовать, переночевать.
А. Окончательный способ. Глаголы со значением "окончить длившееся определённое время действие, названное мотивирующим глаголом" имеют приставку от-: отшуметь "кончить шуметь", отболеть, отзвучать, отлюбить; формант от- + -ся (в сочетании со значением длительности прекращённого действия, освобождения от него, иногда вследствие невозможности его продолжать): отбегаться "кончить бегать, оказаться не в состоянии больше бегать", отъездиться, отвоеваться.
5. Повторительный способ. Глаголы со значением "повторно, заново, иногда по-новому, иначе совершить действие, названное мотивирующим глаголом" имеют приставки: пере-: переделать "сделать заново и иначе", перевоспитать, перекроить, пересеять; ре-: реорганизовать "повторно организовать", реэвакуировать; воз-: воссоединить "соединить вновь", воссоздать.
6. Ограничительно-завершительный способ. Глаголы со значением "действие, названное мотивирующим глаголом, довести до определённой точки во времени или до конца" имеют приставку до-: досидеть "просидеть, пробыть до к.-л. времени", доварить, домыть, доучиться.
7 Однократный способ. Глаголы со значением "однократно совершить действие, названное мотивирующим глаголом" имеют суффиксы: -ну-: толкнуть "однократно совершить действие, названное глаголом толкать", дунуть, свистнуть, скользнуть; -ану- (в сочетании со значением интенсивности или экспрессивности, резкости действия): стегануть "сильно стегнуть", мазануть, резануть, толкануть, сказануть; префикс с-: сжульничать "однократно совершить действие, названное глаголом жульничать", схитрить, сманеврировать, сходить, съездить, сглупить; формант с- + -ну- (в сочетании со значением небольшой интенсивности): сполоснуть "один раз слегка пополоскать", сболтнуть, сбрехнуть, соснуть.
8. Уменьшительно-смягчительный способ. Глаголы со значением "с небольшой интенсивностью совершить (или совершать) действие, названное мотивирующим глаголом" имеют приставки: на-: наиграть "бегло сыграть", напеть; по- (иногда в сочетании со значением постепенности действия): поотстать "немного отстать", попривыкнуть, поизноситься, поостеречься, пообсохнуть; под-: подбодрить "немного ободрить", подзабыть, подсократить; при-: приглушить "слегка заглушить", привстать, приоткрыть, притормозить; форманты: на-+ +-ива-/-ва-: насвистывать "свистеть тихо, слабо", накрапывать, напевать; под-+-ива-/-ва-: подпахивать "немного пахнуть (обычно неприятно)", поддразнивать, поддувать, подкашливать; при-+-ива-: прихрамывать "несколько, немного хромать", припахивать, прихварывать; вз-+ + -ну-: всплакнуть "немного поплакать", взгрустнуть, оздремнуть; при- + -ну-: прихворнуть "похворать недолго, несильно", присвистнуть, прихвастнуть; с- + -ну- (в сочетании со значением однократности, см. п. 7).
9. Многократный способ. Глаголы со значением "многократно совершать действие, названное мотивирующим глаголом" имеют суффикс -ива-/-ва-/-а-: хаживать "многократно ходить", сиживать, певать, едать.
10. Прерывисто-смягчительный способ. Глаголы со значением "время от времени и с небольшой интенсивностью совершать действие, названное мотивирующим глаголом" имеют формант по- + -ива-/-ва-: повизгивать "время от времени слегка визжать", побаливать, подёргивать, подремывать, подувать, покачивать.
11. Дистрибутивный способ. Глаголы со значением многократного, иногда также поочерёдного действия, распространённого на все или многие объекты или совершённого всеми или многими субъектами, имеют приставки пере-: переглотать "проглотить поочерёдно, всё, многое", перегаснуть "погаснуть поочерёдно (о всём, многом)", перебывать, перебудить, перездороваться (со всеми); по-: повывезти "вывезти поочерёдно всё, многое (всех, многих)", померзнуть, поглотать, полопаться, потаять.
12. Длительно-дистрибутивный способ. Глаголы со значением "длительно, медленно, не спеша совершать действие, названное мотивирующим глаголом (в глаголах движения с оттенком: направляя его то в одну, то в другую сторону) " имеют формант раз- + -ива-/-ва-/-а-: распивать "пить долго, медленно, не спеша", раздумывать, раскуривать, расхаживать, разгуливать, разъезжать.
13. Сопроводительный способ. Глаголы со значением "совершить (совершать) действие, названное мотивирующим глаголом, во время другого действия или сразу после его окончания (иногда приспосабливаясь к другому действию)" имеют приставки под-: подыграть "сыграть, приспосабливаясь к игре другого", подладить, подпеть, подсвистеть, подтянуть {песню); при-: пристукнуть "стукнуть чем.-л. в момент к.-л. действия или в довершение чего-л.", прищёлкнуть, присвистнуть, прихлопнуть; формант при- + -ива-/-ей-: припевать "сопровождать что-л. пением", приговаривать, прикрякивать, присвистывать, прихлопывать, пришёптывать.
14. Интенсивно-кратный способ. Глаголы со значением "интенсивно и многократно совершать действие, названное мотивирующим глаголом" имеют форманты: вы- + -ива- (в сочетании со значением "отчётливо выделять каждый акт действия"): вытанцовывать "старательно танцевать, отчётливо выделяя каждую фигуру танца", вызванивать, высвистывать: на- + -ива-: названивать "длительно, непрерывно или многократно, настойчиво звонить", накручивать, наплясывать; от- + -ива-: отплясывать "плясать с увлечением, с жаром", отстукивать, отщёлкивать.
15. Интенсивно-результативный способ. Глаголы со значением "интенсивно совершить, довести до к.-л. результата действие, названное мотивируюшим глаголом" имеют приставки: вы-: выбелить "тщательно побелить", вылизать, вымокнуть, выписать (каждую букву); из-: иззябнуть "сильно озябнуть", изобидеть, иссушить; на-: нагладить "тщательно погладить", начистить {пуговицу), набезобразничать, нагрешить; от-: открахмалить "тщательно накрахмалить", отработать, отрепетировать, отциклевать; пере-: перепугать "сильно испугать1, перемёрзнуть, переволновать, перековеркать, перетрусить; пре- (иногда в сочетании со значением чрезмерности действия): преисполнить "целиком наполнить к.-л. чувством", преувеличить "представить ббльшим, более существенным, важным, чем есть на самом деле", преуменьшить; про-: проварить "долгой варкой довести до полной готовности", прогладить, продумать, прожевать; раз-: растолстеть "сильно потолстеть", разбранить, разволновать, раскормить, раскритиковать; форманты вы- + -ся (иногда в сочетании со значением "приобрести или утратить к.-л. свойства"): выбегаться "после долгого бега исчерпать свои силы", выговориться, выспаться, выстояться; до- + -ся: 1) в сочетании со значением "довести действие до к.-л. этапа, границы, целн": добудиться "долго будя, добиться, чтобы кто-н. проснулся", додуматься, дождаться, дозваться, доискаться, достучаться; 2) в сочетании со значением "довести себя до неприятных последствий": доработаться "работой довести себя до неприятных последствий", добегаться, довоеваться, докуриться; за- + -ся (в сочетании со значением "целиком погрузиться в действие, увлечься, утомиться"): забегаться "устать от длительного бега", заслушаться, заговориться, замечтаться; из-/изо- + -ся (в сочетании со значением "дойти до нежелательного состояния; приобрести или утратить определённые качества, способности или привычки"): изолгаться "привыкнуть лгать", изнервничаться, избегаться, изголодаться; на- + -ся (в сочетании со значением "дойти до состояния удовлетворения или пресыщения"): набегаться "вдоволь, много побегать", нагореваться "долго, много погоревать", навоеваться, наговориться, нагуляться, настрадаться; об-/обо- + -ся (в сочетании со значением "чрезмерно интенсивным действием причинить себе неприятность"): объесться "съесть слишком много, до пресыщения", облопаться, обожраться, обтрескаться; от-/ото- + -ся (в сочетании со значением "прийти в нормальное состояние"): отлежаться "долго полежав, прийти в нормальное состояние", отвисеться, отоспаться; про- + -ся (в сочетании со значением "прийти в нормальное состояние"): проспаться "долго поспав, прийти в нормальное состояние", проплакаться, прочихаться; с- + -ся (в сочетании со значением "дойти до нежелательного состояния, негодности"): сработаться "в процессе длительной или интенсивной работы прийти в негодное состояние (об инструменте, механизме)", спиться, стосковаться; у- + -ся (в сочетании со значением "дойти до нежелательного состояния - крайней усталости, бессилия, исчерпанности"): убегаться "утомиться от длительного бега", уездиться, уходиться.


Значение действия выражается продуктивным суффиксом -нь(е), -ни(е), -ени(е). Теоретически почти от каждого глагола, кроме основ совершенного вида с приставками реального значения, можно с помощью этого суффикса образовать отглагольное существительное (ср. у Салтыкова-Щедрина: под- кузьмление от подкузьмить, рылокошение и т. п.). Особенно распространены в современном книжном языке (больше всего - в его научно-технических и газетно-публицистических стилях) абстрактные отглагольные существительные на -анье, -енье, производимые от основ как несовершенного, так и - реже - совершенного вида (им соответствуют в общем языке и устных народных, а также профессиональных диалектах существительные, образованные от глагольных основ: а) без суффикса - типа полет, прорыв, уклон; б) с суффиксом -к(а): выработка, проработка, кладка, поливка и т. д., тоже обозначающие действие и результат действия, реже - орудие действия, но с меньшим отпечатком глагольности).
Примеры образований на -анье, -енье: гулянье, выспрашиванъе, преус- пеянье, кипенье, плаванье, мышленье, паденье, приобретение, умножение, усвоение, уплотнение, развертыванье, распространение, просвещение, перевыполнение, напрашиванье, разбазариванье, сцепление, затемнение, оборудование, приземление и т. п.
Ср. обозначения эмоций, настроений: желанье, ожиданье, покаянье, сожаленье, раскаянье, восхищенье, умиленье и т. п.
Со значением действия тесно связаны понятия результата, продукта действия: произведение, изобретение, воспроизведение, представление, окончание, заграждение, тиснение и т. п., а иногда и места: заведение, селение. В техническом языке слова на -ние являются также названиями орудий, механизмов, установок, приборов, посредством которых производится какое-нибудь дей-ствие. Например: сцепление, зажигание (в автомобиле) и т. п. Отглагольные существительные на -ание и -яние сохраняют на себе ударение инфинитива (ср.: усовершенствование, состояние, пребывание, растягивание и т. п.), а слова на -ение по большей части имеют ударение на -е- (просвещение, распространение, удаление, выделение, сокращение и т. п.). Но ср.: сосредоточение, упрочение, обеспечение, намерение и некоторые другие традиционные слова, в которых, впрочем, современное нелитературное просторечие склонно переносить ударение на -ение (ср. прост, обеспечение). Образования на -ньё (спаньё, враньё и т. п.) принадлежат устной речи и непродуктивны.
В именах существительных с суффиксом -нь(е), производимых от глаголов на -ся (которые могут иметь и страдательное значение), понятие действия-процесса сочетается с понятием состояния. Например: старанье, колебанье и т. п.; ср. охорашиванье. Отглагольные существительные, обозначающие действие, «не имеют ясно выраженной идеи залога». Ср.: удаление при удалять и удаляться; отправление при отправить - отправлять и отправиться - отправляться и т. д.; ср.: ссылка при ссылать (кого-нибудь) и ссылаться (на кого-нибудь, на что-нибудь)101.
В отглагольных существительных на -ние, не осложненных суффиксами -ива-, -ыва-, -ва-, стираются не только залоговые, но и видовые оттенки значения. Такие слова соответствуют в одинаковой мере инфинитиву совершенного и несовершенного вида. Так, улучшение: 1) действие по глаголу улучшить - улучшать (например: «Надо стремиться к улучшению качества продуктов пищевой промышленности») и 2) состояние по глаголу улучшиться - улучшаться. Субстантивация действия, его «опредмечивание» парализуют грамматические свойства глагола. Ср. значения таких слов, как увеличение (соотносительно с увеличить - увеличивать - увеличиться - увеличиваться), проведение (провести - проводить), укрепление (укрепить - укреплять - укрепиться - укрепляться), закрепление, сокращение и т. п.
Многие думают, что в отглагольных именах существительных на -ние еще сохраняются видовые оттенки глагола, хотя и в ослабленном виде (ср.: формирование - сформирование; выдвижение - выдвигание; чтение - прочтение; взыскание - взыскивание; наказание - наказывание и т. п.). Это представление обманчиво. Само значение процесса, даже предполагающего ту или иную степень длительности, еще далеко от соотносительных, коррелятивных видовых значений глагола. Правда, суффиксы -вани-, -и(ы)вани-, -ани- обозначают дли-тельное или кратное действие. Морфемы -ва-, -ива-, -ыва- (редко -а-) соотносительны с -е(ни-) и в системе существительных сохраняют оттенок кратности, длительности. Ср., например: рассматривание и рассмотрение, расстрелива- ние - расстрел; ср. также: приобретение и приобретите; падение и падание; приказание - приказывание; предсказание - предсказывание и т. п.* Ср. у Достоевского в «Идиоте»: «Дело в жизни, в одной жизни,-в открывании ее, беспрерывном и вечном, а совсем не в открытии». Однако большая часть слов на -и(ы)вание, -ание и на -ение, произведенных от одной глагольной основы, семантически не соотносительны (ср.: растяжение и растягивание; на-
* Известно, что в приказном канцелярском языке почти до конца XVIII - начала XIX в. имена существительные на -ние, образованные от переходных глаголов, могли сочетаться с винительным падежом прямого объекта («об убиении купчиху Васильеву»), гонои ГХИНТвфюН
т
стоившие и настояние; настраиванье и настроение; ср.: Нроживйние и прожитие; укрывание и укрытие и т. п.). Легко заметить, что в именах на -ние, -не содержащих в своем составе глагольно-видового суффикса -и(ы)ва-, -ва- (и даже -а- в противопоставлении с -е-), значение процесса, представляемого как своего рода «предмет», бывает лишено соотносительных оттенков недлительное™ - длительности, результативности и неограниченного течения. Можно говорить лишь о семантаческих осложнениях значения «определенного действия», вносимых в строй имен на -ние влиянием глагольно-видовых суффиксов и глагольных приставок (ср.: течь - течение; стечься - стекаться - стечение; стекать - стекание; ср.: течка, утечка и т. п.). Вся система живых семантико-морфологических соотношений, связанных с этим кругом явлений в современном русском языке, очень мало изучена.
Можно думать, что видовые оттенки в формах отглагольных существительных на -ние и -тие сильнее выступали в русском литературном языке XVIII и начала XIX в., особенно в его официально-канцелярских стилях 102 А. X. Востоков в своей «Русской грамматике» учил: «В существительном отглагольном теряется означение времени настоящего и прошедшего, принадлежащее причастиям и деепричастиям, но сохраняется вид глагола, неокончательный, совершенный и многократный, например читание, прочтение, чйтывание»103. Впрочем, образования на -ывание со значением многократности признаются не очень употребительными 104. Зато существительные с предложными основами совершенного вида рассматриваются как обычное явление (обмытие, пропетие, сожитие, простертие и т. п.).
Акад. Я. К. Г рот в предисловии к Академическому словарю заметил, что «бесчисленное множество имен могут образоваться от страдательного причастия глаголов совершенного вида, составленных с помощью предлога вы-, как, например: выгнание, выдержание, вырезание, выгнутие, вырытие, выжже- ние, выдрание. Так как подобные имена могут считаться скорее только возможными, нежели действительно существующими, и образование их не пред-ставляет никакого затруднения, то они, за некоторыми исключениями, в словаре не приводятся. Но имена, таким же способом образованные от глаголов несовершенного или и от глаголов совершенного вида, но соединенных с другими предлогами, например изгнание, задержание, обрезание, прорытие, являются весьма употребительными»105. Таким образом, в образованиях на -ние все острее дает себя знать процесс нейтрализации видовых и приставочно-глагольных значений. Он обнаруживается в сокращении возможностей производства имен на -ние от разных типов видовых основ.
Если обратиться за параллелями к словам на -тель, то и в этой группе приходится констатировать полное отсутствие соотносительных форм на -итель и на -ы(и)ватель-атель (ср.: сшиватель, истребитель, выключатель и т. п.).
Одинаковость грамматических значений у образований на -итель и -атель свидетельствует о том, что в существительных устраняются те видовые оттенки совершенности и несовершенное™, которые связаны с суффиксами -и-, -а- в глаголе (ср.: спасти - спасать и спаситель; произвести - производить и производитель; распределить - распределять и распределитель; укротить - укрощать и укротитель; просветить - просвещать и просветитель; изобрести - изобретать и изобретатель и т. п.).
А. А. Потебня констатировал: «В русском литературном языке необычны существительные от глаголов начинательных, как сохнутие, мокнутие, зеленение. Существительные от глаголов однократных, как толкнутие, хотя и встречаются, но имеют комический оттенок, так как разят деланным приказным или бурсацким языком. При многих глаголах совершенных длительных (неоднократных) вовсе нет этих существительных; так, например, нельзя или крайне неловко сказать... запершие, почииение платья... приписание... При других таких же глаголах эти существительные сами по себе безразличны относительно совершенности и несовершенное™... Так, сохранение, сбережение, забвение может значить и то, что некто забывает, забывал (или забывается, забывалось), и то, что некто забыл, забудет (нечто забылось, забудется), смотря по контексту. Для предупреждения разлития рек может одинаково значить как «для предупреждения того, чтобы реки не разлились», так и «чтобы не разливались». Падение государства значит, что «государство пало» и что «оно падало»... То, что можно бы считать здесь за различение совершенности и несовершенное™, на деле есть только различение степеней длительно-сти... и многократности, например, в «подавание помощи» обязательна только мысль о многократности действия, но не определено, состояло ли действие из незаконченных моментов («что помощь подавалась») или законченных («что бывала каждый раз подана»)» 106. Я. К. Грот пришел к такому же выводу о стирании своеобразий видовых значений глагола в существительных на -ение путем наблюдений над ударением их 107.
Он установил, что в бесприставочных отглагольных существительных на -ение ударение отражает колебания в ударении инфинитива (варить - варенье; упрочить - упрочение), а в префиксальных типах их более или менее стабилизуется ударение на суффиксе -ение независимо от ударения инфинитива (увеличение, представление, усвоение, изменение, одобрение и т. п.). Грот отсюда заключил, «что окончание -ение с ударением встречается почти всегда в таких именах, которые происходят от глаголов, могущих принимать окончание -ать или -ять, например прославление от прославить - прославлять». Таким образом, ударение в отглагольных существительных на -ение приспособлено к формам несовершенного вида на -ать (-ять), хотя эти отглагольные существительные производятся от основ инфинитивов совершенного вида (ср.: раз-бавить - разбавлять - разбавление; наставить - наставлять - наставление и т. п.).
Различия в оттенках действия у этих существительных зависят от лексических значений основ. «Большею частью большая отвлеченность имен на -ние, -тие совпадает с их большей длительностью и меньшею определенностью, законченностью» 108. По степени отвлеченности и по способу выражения действия слова на -ние, -тие резко отличаются от бессуффиксных отглагольных существительных мужского рода. Взгляд и глядение, взглядывание; выстрел (Schuss)и стреляние (Schiessen); чох и чихание; вздох и вздыханье; обжиг («фарфор по первому обжигу расписывается, а там идет во второй об-жиг» - Даль) и обжигание; обхват, отдых, прилет, отлет и отлетание ит. п.‘,мигимиганье - различаются не только оттенком длительности, но и конкретными значениями. Различия в длительности здесь не имеют ничего общего с видовыми значениями глаголов. Они - иного качества. Бессуффиксные отглагольные слова выражают еще большую степень опредмеченности действия. Ср.: крик и кричанье; вой и вытье; зажим и зажимание; загиб и загибание и т. п.
От глагольных основ, образующих причастия прошедшего времени страдательного залога на -тый, имена существительные производятся посредством суффикса -ти(е), -ть(е), -ть(ё) с теми же значениями действия, состояния, продукта: кровопролитие, разлитие, взятие, открытие, понятие, колотье, раскрытие, развитие и т. п. Ср. в разговорной речи: бритьё, литьё, шитьё, питьё, мытьё, вытьё, забытьё. Ср. церковно-книжные слова бытие, житие, из которых бытие укрепилось в научном языке.
С понятием действия связаны частично и книжные суффиксы -ств(о) и устарелый -стви(е), хотя основным значением их является значение состояния и абстрактного явления. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле. Глаголы в изъявительном

наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда отсекается, например: видеть - вижу. В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное, в глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее и будущее простое.

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях. Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами. Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам.

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу. Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам. Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном - -те. Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает для любознательных

А1.Какое из устаревших слов «начало свою вторую жизнь» в современном русском языке?

1)ботфорты; 2)лицей; 3)светлица; 4)коробейник

А2.Какая из данных пар слов не является антонимами?

1)положительный - отрицательный

2)поощрение - наказывать

3)серьёзный - легкомысленный

4)естественный - искусственный

А3.Значение какого фразеологизма объяснено неверно?

1)бить баклуши - бездельничать

2)битый час - довольно долго

3)белены объелся - обезумел, перестал соображать

4)втирать очки - хорошо протереть очки

А4.Найдите предложение, в котором есть фразеологизм.

1)Лекарство надо пить через час после еды по чайной ложке.

2)Внезапно между небом и землёй пронеслась стайка ласточек.

3)От этого известия он почувствовал себя на седьмом небе.

4)Первая скрипка, которую подарили в детстве родители, принесла ему столько радости.

А5.В каком случае неправильное объяснение орфограммы ведёт к

Орфографической ошибке?

1)глуби..ый - прилагательное, образованное от существительного с помощью суффикса -ин- пишется с одной буквой н

2)они хвал..т - в окончании глагола II спряжения пишется -ят

3)пр..бить - приставка при- обозначает «присоединение»

4)закле..л - в прошедшем времени глагола перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме - заклеить

А6.В каких словах написание гласной в корне проверяется ударением?

A. препод..ватель; Б. р..стение; B. объ..снить; Г. прик..сание

1) А, Б 2) В, Г 3) А, В 4) Б, Г

А7 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е?

A. стон..т, на выставк.., в музе.., ед..шь, плюш..вый

Б. постел..шь, рассматр..вал, от времен.., завис..л, ищ..шь

B. человеч..к, повел..вать, звоноч..к, пальц..в, обид..л

Г. в отзыв.., о произведени.., горош..к, в колюч..м взгляд..

1) А, Б 2) А, В 3) Б, Г 4) В, Г

А8 В написании каких слов допущены ошибки?

A. январьский; Б. объезчик; B. Будующий; Г. преодолеть

1) А, Б 2) Б, В 3) А, В, Г 4) А, Б, В

А9В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?

A. измаж..те, пахуч.., училищ.., заяч..ий хвост

Б. подреж..те, стереч.., слышиш.., дрож..

B. обнаруж..те, тягуч.., возле дач.., мощ..ный

Г. намаж..ся, носил..щик, заяч..е семейство, декабр..ский

1) А, Б 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, В

А10 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?

A.пр..школьный, пр..милый, пр..одолеть

Б. непр..ступный, пр..волжский, пр..рисовать

B. пр..купить, пр..чуда, пр..чина

Г. пр..пятствие, пр..думать, пр..гласить

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г

А11 В каком слове ударение падает на четвёртый слог?

1)обеспечение; 2)языковая (колбаса); 3) хозяева; 4)нефтепровод

А12 В каком примере нет ошибки в словоупотреблении?

1)памятный сувенир; 2)играть значение; 3)надеть на себя

4)художник написал свой автопортрет

А13 Какое слово не соответствует составу: одна приставка, корень, один суффикс, окончание?

1)наберите; 2)перечитала; 3)приморский; 4)замолкать

А14 В каком варианте ответа указаны все слова, где пишется одна буква н?

A. масля..ная краска, ветре..ный день, багря..ный

Б. пчели..ный, урага..ный, жизне..ный

B. ледя..ной, книга интерес..а, тополи..ный

Г. недюжи..ный, качестве..ный, дли..ный

1) Б, В 2) В, Г 3) А, В 4) Б, Г

А15 В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся через дефис?

A. что (нибудь), (зелено) глазый, (средне) вековый

Б. (кое) что, (бледно) голубой, чем (либо)

B. багрово (красный), (красно) носый, (древне) римский

Г. (юго) восточный, (русско) французский, о чём (то)

1) А, Б 2) Б, Г 3) В, Г 4) А, Г

А16 Найдите предложение без грамматической ошибки.

Обед был менее вкуснее, чем вчера.

Картины сняли с обоих стен.

В деревне Павел скучал за родителями.

Весь доклад можно изложить на двухстах страницах.

А17 В каком предложении на месте пропуска пишется буква е?

Вынес..те из класса лишние стулья.

Когда вынес..те, мы начнём заниматься.

Вышл..те посылкой мои книги.

Выбер..те тему для сочинения.

А18 Со всеми словами какого ряда не пишется раздельно?

(не) боялся; (не) большие просветы

(не) знакомец; (не) подвижная вода

(не) правда, а ложь; вовсе (не) трудная задача

(не) спутаешь; явная (не) приязнь

А19 Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

Язык народа - его ум и мудрость.

Он увлекательно рассказывал о возникновении и исчезновении больших городов в Азии.

Обрывистый берег убегал назад, и горы словно надвигались на нас.

Солнце всё ниже опускалось к горизонту и в лесу становилось темно.

А 20 Найдите ошибку в характеристике морфологических признаков данных слов.

(в) осеннюю (непогоду) - прилаг., начальная форма - осенняя, относит., Вин. пад., ед. ч., жен. р.

Смеркалось - глаг., начальная форма - смеркаться, в безл. знач., несов. в., неперех., I спр., в изъяв, накл., ед. ч., прош. вр., ср. р.

Бабушкиных (рассказов) - прилаг., начальная форма - бабушкин, притяж., Род. пад., мн. ч.
4)под-предлог

1. -иц(а), -йц(а) и -ниц(а), -нйц(а).

Суффиксы -иц(а) и -ниц(а), обозначающие лиц женского пола и самок животных, имеют довольно широкое применение и в словах с чисто пред­метным содержанием.

В этом кругу основное значение суффикса -иц(а) и производного от него суффикса -ниц(а) - это указание на предмет и на женский род слова. Слова с суффиксом -ниц(а) находят соответствие преимущественно в основах имен прилагательных на -ный, слова с суффиксом -иц(а) производятся от основ имен существительных и прилагательных. У некоторых основ имеются парал­лельные образования с суффиксом -ник, но с другим значением {чайник - чай­ница; кофейник - кофейница и т. п.). Некоторые слова с суффиксами -иц(а), -ниц(а) объединяются в небольшие семантически однородные группы. Та­ковы, например, названия помещений и мест жительства: светлица, теплица, станица, темница, гробница, больница, гостиница и некоторых других вмести­лищ, сосудов: перечница, чайница, кофейница, сухарница, чернильница, пепельни­ца и т. п.; заведений: мельница, кузница и т. п.; обозначения растений, злаков: свекловица, чечевица, лиственница и др.; одежды и ее принадлежностей: испод­ница, петлица, пуговица и др. Небольшая группа слов имеет собирательное значение: конница, вольница.

Но, вообще говоря, предметное значение суффиксов -иц(а) и -ниц(а) во многих словах не вполне определенно (ср.: пятница, единица и т. п.). Оно уга­сает, выветривается. По словам Я. К. Грота, суффикс -иц(а) «некоторым име­нам не придает никакого нового предметного значения» 117 . Например, тряп­ка - тряпица. В современном русском языке активным и продуктивным является лишь использование суффикса -ниц(а) для образования слов, обозна­чающих вместилища, сосуды: пудреница, сахарница, папиросница, пепельница, плевательница и т. п.

2. Суффикс -щ(а) (безударный) обычно в сочетании с приставками отри­
цательного значения образует от существительных, прилагательных и прича­
стий страдательного залога имена, «означающие какое-нибудь дурное состоя­
ние или недостаток, и потому большей частью отрицательные или
предложные» (Грот). Например: распутица, бессонница, безвкусица, безработи­
ца, невнятица, нелепица, нескладица, неурядица;
ср.: околесица, путаница, раз­
ноголосица, сумятица
и т. п. (ср. безделица).

3. Омонимичный суффикс -йц(а), -иц(а) имеет сверх того уменьшительно-
ласкательное значение: землица, кашица, крупица (ср. крупа), просьбица, части­
ца
и пр.

4. Гораздо более широки и разнообразны предметные значения суффикса
-к(а). Развив большую продуктивность во второй половине XIX в., суффикс
-к(а) образует от основ имен прилагательных слова, являющиеся лексически­
ми эквивалентами словосочетания из прилагательного и из определяемого
этим прилагательным существительного. Например: открытка, вечёрка (ве­
черняя газета), дешевка, ночлежка, агитка (агитационное произведение), де­
журка
(дежурная комната), нормалка (нормальная школа), чрезвычайка
(чрезвычайная комиссия), столовка, многотиражка, однодневка (однодневная
газета), зачетка (зачетная сессия или книжка), непрерывка, текучка, обезличка
и т. п. Ср. у Боборыкина в романе «Китай-город»: «Вы бываете в концер­
тах? - В музыкалке? - Так их зовут? Я не знала. Да, в музыкалкеЪ

Этот продуктивный тип словообразования широко развился на основе оты-


менных и отпричастных образований с суффиксом -к(а), вроде клеенка, вя­занка, горячка, колючка; ср.: овсянка, жестянка, землянка, ледянка, перчатка и т. п.; ср.: болячка, спячка; ср.: лежанка, стоянка, области, гулянка и другие слова этого рода, образованные от основ существительных на -ание.

Кроме того, с помощью суффикса -к(а) образуются имена существи­тельные от числительных: двойка, тройка, четверка, пятерка, шестерка, се­мерка; ср.: девятка, десятка; ср. пятисотка и т. п. Ср. разговорное ново­образование авоська (от авось).

5. К суффиксу -к(а) примыкает менее продуктивный суффикс -овк(а)
с тем же значением: стенновка (стенная газета), листовка, буденовка (шапка
кавалериста), толстовка (рубашка), спецовка, курсовка и т. п.; ср.: рябиновка,
малиновка, сороковка
и т. п.

6. Рядом с -овк(а) вырастает просторечный суффикс -ловк(а), присоеди­
няемый к глагольной основе и означающий какое-нибудь бытовое, обществен­
ное явление или учреждение, действие, место действия: потребиловка, загради-
ловка
(заградительный отряд), уравниловка и т. п. Ср. жаргонные: грабиловка,
заводиловка, обираловка.

7. Продуктивный суффикс -лк(а), с помощью которого производятся от
глагольных основ фамильярно-разговорные слова, обозначающие место, где
происходит какое-нибудь действие: раздевалка, читалка, умывалка и т. п. Ср.:
умывальная (комната), читальня или читальный зал и т. п.

Тот же суффикс образует от основ переходных глаголов обозначения ин­струмента, орудия действия. Например: зажигалка, качалка, вешалка, сеялка^ молотилка, веялка, точилка и т. п. Этот способ словообразования находит особенно широкое применение в профессиональных диалектах.

8. В русском языке, кроме увеличительного суффикса -ин(а) (молодец -
молодчина; купец
- купчина; дом - домина; ветер - ветрина и т. п.), есть еще
суффиксы-омонимы -ин(а), -пн(а).

Суффикс -ин(а), -йн(а) имеет значение единичности. Он производит от основ слов с вещественно-собирательным значением названия единичной ве­щи, единичного предмета, выделенного из какой-нибудь массы, из совокупно­сти, например: тесина, горошина, картофелина, штанина, хворостина, жем­чужина и т. п. Ср.: песчинка, кофеинка, крупинка, соринка, росинка, изюминка, соломинка и т. п.

9. Другой суффикс -ин(а), -пн(а) образует от основ существительных,
обозначающих рыб, домашних и диких животных, названия мяса какого-ни­
будь животного как пищи: баранина, свинина, солонина, белужина, лососина
и т. п.; ср. мертвечина.

10. От этого суффикса ответвляется производный суффикс -ятин(а): ку­
рятина, гусятина, телятина, поросятина
и т.п.; ср.: прост.-вульг. стервя­
тина.

Суффикс -ятин(а) расширяет сферу своего применения, присоединяясь к основам прилагательных, определяющих качество мяса: тухлятина, до­хлятина и т. п.; ср. области, свежатина. В сочетании с основами прилага­тельных, выражающих отрицательные вкусовые качества, в этом суффиксе развивается переносное отвлеченное значение: нечто такое, что в своем суще­стве целиком характеризуется данным неприятным качеством: дохлятина, тухлятина, рыхлятина, кислятина, пошлятина; ср. отсебятина. «Вернешься после полуночи из театра или с бала, уж ты не человек, а дохлятина, хоть брось» (Чехов, «Трагик поневоле»). Ср. у Лескова в романе «На ножах»: «Вы -рыхлятина».

11. Совсем обособленно стоит малопродуктивный суффикс -ин(а), -пн(а)
в сочетании с основами имен прилагательных и местоимений, служащий для
обозначения отвлеченного понятия или обобщенного, собирательного явления


с несколько пренебрежительной экспрессией: всячина, мешанина, писанина; ср.: окраина, убоина; ср. -овин(а): штуковина, сердцевина, пустяковина и т. п. 12..Кроме того, суффикс -ин(а), -йн(а) этимологически выделяется в не­скольких небольших семантических сериях слов (например: рябина, крушина, смородина, маслина и т. п.; ср.: калина, малина; плотина, долина, равнина и т. п.; впадина, рытвина, промоина, перекладина и т. п.). Все эти разряды непродуктивны *.

13. С суффиксом -ин(а) соприкасается суффикс -йн(ы), служащий для
образования названий торжественных событий и семейно-бытовых празд­
неств, выражаемых в формах pluralia tantum: октябрины, звездины, крестины,
именины, родины, смотрины
и т. п.

14. Ряд конкретно-предметных суффиксов женского рода замыкается суф­
фиксом -ик(а) [-овик(а), -евик(а), -яник(а)]. Суффикс -ик(а) преимуществен­
но обозначает ягоды и растения: земляника, костяника, клубника; ср.: черни­
ка, голубика, ежевика, брусника, гвоздика
и т. п.

К этим суффиксам следует присоединить один заимствованный суффикс с очень конкретным предметным значением. В современном книжном языке и связанных с ним производственных диалектах распространяется суффиксо-образный элемент -тек-а в значении: хранилище, собрание чего-нибудь, "на­пример: картотека, игротека, инструментотека; ср. библиотека.

III. Суффиксы отвлеченных понятий

Богато представлены в системе твердого женского склонения и суффиксы отвлеченных понятий. Сюда относятся:

1. Малопродуктивный суффикс -ин(а): тишина, глубина, вышина, ширина, толщина и т. п. Ср.: седина - седины.

2. Очень продуктивный суффикс -щин(а) (ср. -овщина), служащий для образования отвлеченных слов, которыми обозначаются характеристические общественно-бытовые явления, идейные течения с отрицательной окраской. Соответствующие слова производятся очень часто от имен лиц, деятельность которых служит характерным признаком эпохи, режима, общественных явле­ний, идейных направлений или выражает их сущность. По-видимому, суф­фиксы -щин(а) и -овщин(а) начинают быстро расширять сферу своего употре­бления около середины XIX в. (ср.: обломовщина, карамазовщина, аракчеев­щина; ср. у Белинского: литературщина**) ,

Но наибольшей экспрессивной силы и продуктивности достигает этот суффикс в начале XX в. Ср.: патриархальщина, кружковщина, обломовщина, уголовщина, зубатовщина, вкусовщина и т. п.

После зубных суффикс имеет форму -чин(а): солдатчина, рекрутчина, складчина и т. п. Случаи изменения отвлеченного значения в индивидуально-личное и собирательное (военщина, белогвардейщина, мастеровщина и т. п.) у слов с суффиксом -щин(а) не очень часты.

Суффикс -щин(а) встречается также в географических названиях украин­ских областей: Киевщина, Полтавщина, Черниговщина и т. д. Ср. также: Смоленщина.

Характерно недифференцированное описание значений этого суффикса в старых граммати­ках: «Много женских имен с окончанием -ина, и значение их разнообразно: они означают единицу вещей дробимых, деревья и кустарники, кожу и мясо животных, качество, действие и явление вещей, совокупность: градина, малина, говядина, новина, дружина»"".

** Очень интересен такой пример: Н. П. Некрасов в своей работе «О значении форм русского глагола» написал: «Наш язык вообще не любит отвлеченщины»"". А. А. Потебня возражал: «Было бы свидетельством нелюбви и неспособности русского народа к умственным усилиям, если бы точно русский язык не любил отвлеченности, к которой Некрасов, по-видимому, питает презрение («отвлеченщина!»)»"".


3. Непродуктивный суффикс -от(а), -от(а) употребляется в нескольких
значениях. Степень непродуктивности этого суффикса зависит от различия его
функций.

1) В сочетании с непроизводными основами качественных прилага­
тельных суффикс -от(а) наблюдается у существительных, имеющих значения
качества, свойства, абстрактного признака, состояния: широта, высота, долго­
та, доброта, чистота, простота, тошнота, красота, краснота, слепота, не­
мота, хромота, глухота
и т.п. Ср.: суета, нищета*. Суффикс -от(а)
в этом значении малопродуктивен, но жив;

2) сюда же примыкает применение суффиксов -от(а) - -от(а) (часто
с окончаниями множественного числа) для указания на обозначенный по каче­
ству предмет: мокрота (ср. другое значение у слова мокрота), длиннота,
краснота.
Таких слов немного;

3) также непродуктивно и редко употребление суффикса дт(а), -от(а)
в собирательном значении: беднота, пехота;

4) преимущественно суффикс от (а), реже -от(а) наблюдается в сочета­
нии с глагольными основами в словах, означающих неприятное, болезненное
состояние, например: зевота, икота, рвота, дремота, ломота, перхота. Ср.
также: хрипота, сипота**. В этой функции суффикс -от(а) легко осознается,
но уже не производит новых слов.

4. Продуктивный суффикс -изн(а) [-изн(а)] со значением абстрактного
признака в словах, образованных от основы качественного прилагательного:
белизна, желтизна, голубизна, крутизна, новизна, прямизна, кривизна, левизна
и т. п. Ср. также парные образования: дороговизна, дешевизна. Обособленно
воспринимаются книжно-архаические слова с суффиксом -пзн(а): отчизна,
укоризна
и некоторые другие.

5. Мертвый суффикс -об(а): худоба, злоба, жалоба; ср. учёба. Суффикс
-об(а) выделяется в немногих словах со значением психического состояния,
эмоции, действия и качества.

6. Очень продуктивный суффикс -к(а), производящий от глагольных ос­
нов существительные со значением конкретного действия или производствен­
ного процесса (результата и орудия действия). Например: ковка, рубка, побел­
ка, сварка, закалка, вёрстка, промывка, топка
и т. д. Ср.: а) сечка, терка
и т. п.; б) краска, обшивка, обмотка и другие подобные. Ср. у Некрасова:

От частой недосыпки,

От пыли, от свинца

Мы [наборщики] все здоровьем хлипки.

(«Песни о свободном слове»)

Образования с суффиксом -к(а) особенно широко распространены в раз­говорной речи и профессионально-технических диалектах, например: протрав­ка, изолировка и др.

7. Уже непродуктивен суффикс действия-состояния -б(а), -б(а). Напри­
мер: борьба, косьба, ходьба, молотьба, пальба, стрельба, просьба, мольба, по­
хвальба, служба, дружба
и др.

Суффикс -б(а), так же как суффикс -об(а), изредка встречается в обозна­чениях отвлеченных понятий (например, судьба), образованных из названий действий, а также в обозначениях результатов действия (резьба).

* Некоторые слова этой группы имеют параллельные формы с суффиксом -ин(а): тол­стота - толщина; высота - вышина; широта - ширина и т. п. Значение суффикса -от(а) более абстрактно и более качественно.

** Ср. замечание Г. Павского: «Когда -ото появляется при глагольных корнях, тогда им означается действие н явление почти всегда болезненное» 120 .


8. Непродуктивный суффикс -тв(а), употребляющийся в сочетании с ос­
новами инфинитива на гласные и -а, обозначает действие, реже - результат
и орудие действия: жатва, молитва, битва, клятва и другие подобные; ср.
вульг. жратва; ср. в обозначениях орудий действия: бритва.

С твердым женским склонением связано также несколько заимствованных интернациональных суффиксов, сочетающих абстрактные значения с кон­кретными и наблюдаемых в сцеплении исключительно с иноязычными осно­вами. Таковы:

9. Суффикс -ур(а), -юр(а) (лат. -ига, фр. -иге) с самыми разнообразными
значениями. Этот суффикс встречается в названиях:

1) областей культуры и искусства: культура, литература, скульптура, ар­
хитектура
и т. п.;

2) предметов: мензура, брошюра, миниатюра и др.;

3) действия, способа действия, продукта действия: процедура, мануфакту­
ра
и т. п.;

4) профессии, звания: адвокатура, профессура, кандидатура и др.;

5) коллектива лиц какой-нибудь профессии, например: аспирантура, до­
центура, профессура.

По-видимому, лишь последние два значения этого суффикса отчетливо осознаются в современном русском языке. Ср. в просторечии: верхотура, пехтурой.

10. Продуктивный суффикс -ик(а), сочетающийся с заимствованными ос­
новами, для обозначения научной дисциплины, отдела науки, искусства,
сферы деятельности, круга каких-нибудь явлений, отвлеченного понятия:
грамматика (ср.: грамматист, грамматический), евгеника, фонетика, оптика,
практика, критика, периодика, керамика, мозаика, графика, героика, мистика,
архаика
и т. п.

11. К суффиксу -ик(а) примыкает производный продуктивный суффикс
-истик(а) -ср. -астик(а), служащий в книжном языке для обозначения на­
учных дисциплин или областей искусства, литературы: лингвистика, романи­
стика, германистика, патристика, памфлетистика, юмористика
и др. Ср.:
гимнастика, фантастика и др. В разговорной речи и в стилях публицистиче­
ского языка посредством этого суффикса образуются обозначения бытовых
явлений с оттенком пренебрежения: шагистика, глупистика, ерундистика,
формалистика, хамелеонистика.
Ср. у П. Боборыкина: «Я враг всякой... на-
дувастики
и рутины» (в речи промышленника); «До аттестата зрелости сидит
такой малый над зубристикой» («На ущербе»).

12. Малопродуктивный суффикс -ад(а) [-иад(а)], образующий названия
длительных действий (блокада, канонада), ряда одинаковых предметов (аркада,
балюстрада, колоннада),
музыкальных, театральных, литературных (эпиче­
ских по преимуществу) произведений (буффонада, арлекинада, серенада, «Рос-
сиада»
и т. п.), спортивных состязаний [-иад(а): олимпиада, альпиниада, спар­
такиада],
а также иронически употребляемый для обозначения событий
и явлений, связанных с жизнью и деятельностью какого-нибудь лица, напри­
мер: гапонада, бернштейниада и др. Ср. фанфаронада.

13. Суффикс -тив(а), -атив(а), выделяемый в заимствованных научно-
книжных словах, преимущественно с отвлеченными значениями: прерогатива,
инвектива, инициатива
и т. п.

Ср. также интернациональные научно-книжные суффиксы -м(а) в тер­минологических обозначениях отвлеченных понятий (догма, система, ак­сиома и т. п.), -ом(а) (в медицинском языке) в названиях болезненных опу­холей (глиома, липома, миома, саркома, фиброма и т. п.), -ем(а) в лингвис­тике (фонема, морфема, лексема, семема или семантема), в математике (теорема), в медицине

  • Краткие теоретические сведения. Основным назначением сортировочных ж/д станций является перера­ботка транзитных вагонопотоков, с которыми выполняются последователь­но операции по прибытии
  • Может ли годовалый младенец стать налогоплательщиком? Ответ: 2) может, если приобретет обязанность по уплате конкретного налога путем действий своих представителей
  • Наиболее употребительные суффиксы и префиксы существительных
  • Неметаллические материалы и выбор материала для конкретного назначения

  • Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

    Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

    друг, друж-ок , рам-оч-к (а).

    Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

    Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

    Например,

    • суффикс –ть (-ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть , нес-ти
    • суффикс -л- — форму глаголов прошедшего времени: чита-л , дума-л .

    Суффиксы –ть (-ти ), -л- не входят в основу слова.
    Иногда формообразующий суффикс может стоять после : пойд(ем)-те, поед(ем)-те .

    Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :

    причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя .

    Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после :

    Закрыва (ет)ся , умыва (ю)сь

    Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

    Напомню, что:

    • словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.
    • словообразование - это образование новых слов.

    Словообразовательные суффиксы

    С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
    Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник- :

    лес-ник , школь-ник , уче-ник , троеч-ник , спут-ник , курорт-ник , льгот-ник , суббот-ник и т.д.

    Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :

    сель-ск (ий), деревен-ск (ий), мор-ск (ой), москов-ск (ий) и т.д.

    Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
    Например, суффикс -ник -, —от — . —ок — (гриб-ник, крас-от (а), друж-ок ) служат для образования только существительных; -ск- (флот-ск (ий) ) — для образования только прилагательных; —ыва -,-ива — (обдум-ыва -ть ) — только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

    Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

    • от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
    • от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
    • от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .

    Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:

    • суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч-к (а) — доч-еньк (а), дом — дом-ик ;
    • увеличительное значение: рука — руч-ищ (а) ;
    • суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок , ут-ёнок ;
    • для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель , трактор-ист , москв-ич , сибир-як , академ-ик , груз-ин , кавказ-ец и т.д;
    • для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц (а), мастер-иц (а), фельдшер-иц (а), осет-ин-к (а), машин-ист-к (а), писатель-ниц (а) и т.д
    • выражение отношения к лицу: хитрюг а, жадюг а, малявк а, козявк а, лентяй , слюнтяй .

    Суффиксы (и ) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс тель в конце слова — существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель ),
    суффикс —от — — существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
    суффикс —ск — — прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

    Суффикс может быть не обозначен буквами.

    Суффикс или часть суффикса может быть скрытой , то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
    После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
    Например:

    врунья — [врун’ /й’ / а] , эмиграция — эмигр, двое — дв, лисьего [л’ис’/й’ /ива], лисьей [л’ис’/й’ /ий’].

    Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :

    1. Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) ⇒ корень стар -, окончание -ый ;
    2. Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар-ин (а) , в котором -ин — — суффикс, выделяем его: стар-ин- н(ый) .
    3. Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-
    4. Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород(ый) (от огород), мод-н (ый) (от модный), осен-н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.
    5. Вывод: стар-ин-н (ый) .

    Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

    Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

    Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

    Суффиксы Их работа
    Образуют существительные
    -к-
    -ик-
    -ек-
    -ок-
    -еньк-
    -оньк-
    -ечк-
    -очк-
    -ушк-
    -юшк-
    рыба — рыбк а
    ключ — ключик
    замок — замочек
    друг — дружок
    рука- рученьк а
    лиса- лисоньк а
    Ваня – Ванечк а
    игла – иголочк а
    дед – дедушк а
    поле — полюшк о
    Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок
    -ник-
    -чик-
    -щик-
    -тель-
    -ниц-
    -к-
    лес — лесник
    возить — возчик
    барабан — барабанщик
    учить — учитель
    учить — учительниц а
    радист — радистк а
    Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий
    Образуют прилагательные
    -ист-
    -ск-
    -ов-
    -ев-
    -н-
    скала — скалист ый
    город — городск ой
    горох - горохов ый
    шаль — шалев ый
    лето — летн ий
    Образуют глаголы
    -а-
    -и-
    -е-
    -ова-(-ёва-)
    -ива-(-ыва-)
    звук – звуча ть
    рана –рани ть
    белый – беле ть
    зима – зимова ть
    кольцо — кольцева ть
    укачать — укачива ть
    открыть -открыва ть
    -ся-(-сь-) учить — учиться — учусь
    лечить — лечиться — лечусь
    Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.
    Формообразующие суффиксы
    -ть-
    -ти-
    читать
    нести
    Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.
    -л- читаю – читал ;
    говорю — говорил
    Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

    У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова —чь входит в состав корня: жечь, печь.

    Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .