"Новая бухгалтерия", 2010, N 2

С 30 июня 2010 г. вступит в силу Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент). Он будет распространяться на все здания и сооружения, а также их сети и системы инженерно-технического обеспечения.

Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к зданиям и сооружениям в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

Объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) на всех этапах их жизненного цикла, кроме технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений.

Идентификация

Технический регламент вводит обязательную идентификацию для всех зданий и сооружений. Процедура идентификации позволит определить характеристики, которыми обладает здание (сооружение) с учетом объема экономических, социальных и экологических последствий его разрушения, другими словами, к какому уровню ответственности оно относится: повышенной, нормальной или пониженной.

К сведению. В настоящее время идентификации подвергаются только опасные производственные объекты (например, склады взрывчатых веществ, системы теплоснабжения), и порядок ее проведения носит рекомендательный характер (см. Методические рекомендации, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 05.03.2008 N 131).

Идентификация должна проводиться по следующим признакам:

  • назначение;
  • принадлежность к опасным производственным объектам, к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;
  • пожарная и взрывопожарная опасность;
  • наличие помещений с постоянным пребыванием людей непрерывно в течение более двух часов;
  • уровень ответственности;
  • возможность опасных природных процессов (явлений, техногенных воздействий) на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация зданий и сооружений.

Справка. Перечень опасных производственных объектов определен в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в редакции, действующей с 11 января 2009 г.

Критерии пожарной и взрывопожарной опасности содержатся в Федеральном законе от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Идентификационные признаки здания сначала указываются застройщиком (заказчиком) в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства или в задании на проектирование, а впоследствии - в тексте проектной документации лицом, осуществляющим ее подготовку.

Повышенным уровнем ответственности обладают здания и сооружения, которые ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ относит к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

Справка. К особо опасным, технически сложным объектам относятся объекты использования атомной энергии, линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, линии электропередачи и объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более, аэропорты, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитен, морские порты (за исключением специализированных портов для спортивных и прогулочных судов), тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше.

К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

  • высота более чем 100 метров;
  • пролеты более чем 100 метров;
  • наличие консоли более чем 20 метров;
  • заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;
  • наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.

Пониженный уровень ответственности характеризует здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции зданий (сооружений) либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Все остальные здания и сооружения относятся к нормальному уровню ответственности.

Проектная документация

Большое внимание Технический регламент отводит требованиям к результатам инженерных изысканий и проектной документации.

В принципе состав и требования по содержанию разделов проектной документации к строительству (отдельным этапам строительства) и реконструкции устанавливаются Правительством РФ (ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).

Кстати. 5 января 2010 г. вступило в силу Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87.

Но поскольку проектная документация является одним из основных документов, влияющих на принятие решения об обеспечении безопасности здания и сооружения на всех этапах их жизненного цикла (реконструкции, ремонта, эксплуатации, сноса), Технический регламент коснулся и этой стадии строительства (реконструкции).

Обоснование

Важное нововведение - мероприятия по обеспечению безопасности и проектных значений и характеристик здания на их соответствие требованиям безопасности надо обосновывать либо ссылкой на положения Технического регламента и действующие стандарты (свод правил, технические условия), либо одним из следующих способов:

  • результатами исследования;
  • расчетами и (или) испытаниями, выполненными по сертифицированным или апробированным методикам;
  • моделированием сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, а также оценкой риска их возникновения.

Проверки, осмотры, освидетельствование

Периодичность проверок, осмотров и освидетельствования строительных конструкций и сетей (систем) инженерно-технического обеспечения (отопления, водоснабжения, электрических сетей) регулируется отдельными нормативными актами (см., например, Правила устройства и безопасности эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 N 90, Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279).

О существовании этих документов обычные собственники, как правило, не знают. Теперь благодаря Техническому регламенту они смогут ознакомиться с минимальной периодичностью проведения всевозможных проверочных мероприятий в проектной документации.

Из нее же можно будет получить сведения о размещении скрытых электрических проводок, трубопроводов и иных устройств, о допустимых значениях эксплуатационных нагрузок на строительные конструкции (сети и системы инженерно-технического обеспечения), что очень важно, особенно при проведении ремонта помещений здания.

Механическая безопасность

Следует обратить внимание на требования к обеспечению механической безопасности зданий (сооружений), под которой понимается состояние строительных конструкций и основания здания (сооружения), при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их частей.

Строительные конструкции и основания здания (сооружения) должны быть возведены в соответствии с предельным состоянием по прочности и устойчивости. Запредельным состоянием, в частности, будут считаться разрушение любого характера, потеря устойчивости формы или устойчивости положения, нарушение эксплуатационной пригодности и иные явления, связанные с угрозой причинения вреда здоровью граждан, имуществу и окружающей среде.

При проектировании здания должны учитываться все виды нагрузок, в том числе функциональные и климатические, а также два вида расчетных ситуаций: установившаяся и переходная. Продолжительность установившейся расчетной ситуации приравнивается к сроку эксплуатации здания или сооружения, в том числе эксплуатации между двумя капитальными ремонтами или изменениями технологического процесса. Переходная расчетная ситуация, напротив, имеет небольшую продолжительность по сравнению со сроком эксплуатации здания или сооружения.

Исключение установлено для зданий (сооружений) с повышенным уровнем ответственности. При их проектировании учитывается также аварийная расчетная ситуация, являющаяся важной с точки зрения последствий предельных состояний, которые могут возникнуть, например, в случае взрыва или пожара. Продолжительность этой ситуации и вероятность ее возникновения небольшие.

Расчеты значений безопасности зданий (сооружений) разных уровней ответственности будут производиться с использованием соответствующих коэффициентов надежности, значения которых не должны быть ниже установленных п. 7 ст. 16 Технического регламента.

Санитарно-эпидемиологические требования

Статья 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" требует, чтобы жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений соответствовали санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Вместе с тем действующие санитарные правила и нормы разработаны не для всех видов зданий. Так, гигиенические требования по освещению, инсоляции и солнцезащите разработаны только для жилых и общественных зданий, а требования к микроклимату - для производственных помещений.

Справка. Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03" утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003.

Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01" утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 19.10.2001.

"Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.4.548-96" утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 N 21.

Технический регламент исправил этот пробел и определил виды санитарно-эпидемиологических требований, которые должны указываться в проектной документации. Теперь в проектной документации любого здания и сооружения должны быть предусмотрены меры по предотвращению переувлажнения ограждающих строительных конструкций, накопления влаги на их поверхностях и по обеспечению их долговечности, а также возможность автономного регулирования параметров микроклимата помещений. При этом расчет параметров теплотехнических характеристик производится по температуре воздуха внутри здания, результирующей температуре, скорости движения воздуха и его относительной влажности.

Требования для пользователей зданий и сооружений

В соответствии с Техническим регламентом проектная документация должна содержать требования по предупреждению действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей). В ней указываются идентификационные признаки объекта, срок эксплуатации, показатели энергетической эффективности и степень огнестойкости. Обязательна и оценка соответствия объекта начиная со стадии проектирования и до его сноса (утилизации). Технический регламент сохраняет действующие формы ее проведения:

  • заявление о соответствии проектной документации требованиям Технического регламента;
  • государственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации;
  • заявление о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) здания (сооружения) требованиям Технического регламента;
  • государственный надзор и строительный контроль;
  • ввод объекта в эксплуатацию.

Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации, а также государственный строительный надзор осуществляются в случаях, предусмотренных градостроительным законодательством, например, при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе (ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).

Чтобы обеспечить максимальную безопасность зданиям и сооружениям, вводятся специальные требования безопасности к их постройке с использованием Федерального закона № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Закон распространяется на жилые и нежилые помещения, предприятия промышленности на территории Российской Федерации. Этот регламент не распространяется на здания, которые предназначены для хранения оружия и взрывчатых веществ. Сюда не входят горные выработки, строительные сооружения космодромов, сооружения и постройки, которые находятся в области оборонной и государственной промышленности.

Описание технического регламента о безопасности зданий и сооружений

Федеральный закон № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» был принят Государственной Думой 23 декабря 2009 года, а одобрен Советом Федерации спустя два дня того же года.

Краткое содержание Федерального закона:

  • Глава 1 — Общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Основные требования правил безопасности сооружений и зданий, а также связанные с ними процессы проектирования и строительства;
  • Глава 3 — Требования к технической документации для обеспечения безопасности сооружений и построек;
  • Глава 4 — Обеспечение безопасности сооружений и зданий в процессе реконструкции, строительства, локального или же капитального ремонта;
  • Глава 5 — Безопасность жилых и нежилых строений во время эксплуатации или в период демонтажа;
  • Глава 6 — Техническая оценка построек на предмет безопасности;
  • Глава 7 — Заключительные положения.

Последние изменения в ФЗ 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» были внесены 2 июля 2013 года.

О техническом регулировании: Федеральный закон 184. Подробности

Последние поправки

Как уже говорилось выше, последние поправки в ФЗ 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» были внесены 2 июля 2013 года. В частности, была изменена часть 13 ст 30.

Ст 13

Если в здании находится большое число посетителей (медицинские, банковские, образовательные организации), должны быть направлены меры, которые обезопасят граждан Российской Федерации и иностранных жителей криминальных проявлений или же их последствий.

Ниже рассмотрены важные статьи, в которые при последней редакции изменения не вносились:

Статья 4 384 ФЗ

Ст 4 описывает идентификацию построек и сооружений. Чтобы этот закон имел юридическую силу, их необходимо регистрировать по следующим критериям:

  • Предназначение;
  • Отношение к транспортной инфраструктуре или к другим сооружениям, которые существенно влияют на их сохранность и безопасность;
  • Риск природных процессов и явлений территорий, на которых будет осуществляться строительство конкретных объектов;
  • Опасность взрывов и пожаров;
  • Степень привлечения к ответственности.

Постройки должны быть идентифицированы в соответствии с признаками, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Если здания и сооружения обладают повышенным уровнем ответственности, они должны быть отнесены к технически сложным и опасным уникальным объектам. Если постройки обладают нормальным уровнем ответственности, то в такую категорию входят все здания, за исключением пониженного и повышенного уровня ответственности.

Идентификационные признаки должны быть указаны:

  • Застройщиком;
  • Лицом, который подготавливает проектную документацию.

Ст 7

В статье 7 описываются требования механической безопасности. Строительные сооружения и фундамент здания должны быть прочные и устойчивые, чтобы при эксплуатации или строительстве, жизнь и здоровье людей не подвергались опасности. Должны быть предусмотрены обязательные меры при:

  • Разрушении отдельных несущих конструкций;
  • Возможности разрушения построек;
  • Деформации величины конструкции;
  • Повреждения части сооружения или здания.

Ст 17 ФЗ 384

В статье 17 описываются требования к обеспечению пожарной безопасности сооружения или постройки. Чтобы обеспечить пожарную безопасность сооружения или здания, в проектной документации должно быть указано следующее:

  • Расстояние между зданиями в случае пожара;
  • Значение параметров огнестойкости конкретных построек;
  • Расположение путей, при помощи которых можно эвакуировать людей;
  • Параметры систем обнаружения пожара, уведомления и эвакуация граждан или лиц без гражданства в случае возникновения пожара;
  • Методы обеспечения возможности проезда пожарной техники, безопасности доступа подразделений;
  • Организационные и технические мероприятия, которые касаются обеспечения пожарной безопасности сооружения или здания в момент строительства или во время эксплуатации.

Ст 23

В статье 23 описываются требования к обеспечению освещения.

В зданиях, в которых живут граждане, а именно в общественных помещениях, должно быть обеспечено естественное или совмещенное с искусственным освещение для снижения вероятности причинения вреда своему здоровью гражданами. Если в таких зданиях нет возможности создать искусственное освещение, должно быть создано альтернативное решение, которое бы поспособствовало снижению риска причинения вреда здоровью гражданам. На момент строительства на постройках должно быть наружное освещение.

В статье 25 описываются требования для обеспечения зданий защитой от влаги. В проектных документах о сооружениях или постройках должны быть приняты общие решения, на основании которых должен быть:

  • Сконструирован водоотвод с наружных поверхностей, в том числе у кровли и подземных строительных конструкций;
  • Осуществлена обработка кровли относительно водонепроницаемости. Сюда относятся перекрытия, наружные стены и стены подземных помещений и полов;
  • Осуществлять препятствие появлению конденсата на внутренней поверхности ограждающих строительных сооружений. Исключением являются светопрозрачные части витражей и окон.

В ст 36 описываются требования, которые способствуют обеспечению безопасности сооружений и зданий во время эксплуатации.

Безопасность обеспечивается регулярным техническим обслуживанием. Проводятся регулярные осмотры и контрольные проверки:

  • фундамента;
  • строительных конструкций;
  • коммуникаций.

Чтобы устранить обнаруженные проблемы, проводится капитальный или локальный ремонт.

Характеристики помещений и зданий должны соответствовать требованиям проектной документации. Если параметры разнятся, то при помощи технического обслуживания они должны быть возвращены в исходное значение. Эксплуатация зданий должна осуществляться эффективно, внедрятся приборы учета энергозатратных ресурсов и прочее.

Скачать 384 ФЗ с изменениями

Цели Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следующие:

  • Защита здоровья и жизни граждан, имущества юридических и физических лиц, муниципального и государственного имущества;
  • Предупреждение действий, которые вводят в заблуждение приобретателей;
  • Обеспечение построек и сооружений необходимой коммуникацией и приборами учета.

Чтобы скачать Федеральный закон, следует перейти по .

В целях охраны жизни и здоровья граждан, животного мира и растений, а также предупреждения действий, которые способны ввести в заблуждение потенциальных покупателей был разработан специальный нормативно-правовой документ. На основании было принято решение создать отдельный акт, который будет устанавливать не общие нормы о техническом регулировании, а конкретные требования относительно безопасности зданий и сооружений.

23 декабря 2009 года Государственной Думой был принят . Совет Федерации одобрил настоящее постановление 25 декабря 2009 года.

  • нормы и требования относительно устойчивости построек;
  • нормы по гарантированию безопасности строений и других сооружений на протяжении всего строительного процесса;
  • формы оценки пригодности.

Последние изменения

Последняя редакция ФЗ 384 с изменениями была опубликована 02.07.2013 году. Нововведения вносились членами Правительства Российской Федерации. Последним изменениям подверглась статья 30 пункт 1 части 13. Согласно новой редакции, в помещениях с большим количеством посетителей, а также в медицинских, образовательных зданиях и банковских организациях, на субъектах транспортной инфраструктуры должны быть прописаны меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений.

Отдельно следует выделить следующие статьи:

Статья 4 384 ФЗ. Аутентификация зданий и сооружений, которая осуществляется в соответствии со следующими признаками:

  • назначение;
  • принадлежность к категории транспортной инфраструктуры;
  • воздействие агрессивных природных процессов и техногенных явлений;
  • принадлежность к категории опасных производственных субъектов;
  • пожарная опасность, а также степень ответственности.

Никакие поправки и изменения в статью не вносились.

Ст 7. Нормы и требования устойчивости. Строевые конструкции должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства не возникало угрозы нанесения вреда жизни или здоровью человека. А также имуществу физических и юридических лиц, общегосударственному и городскому капиталу, внешней среде обитания, жизни и здоровью животного мира и растений.

Ст 17 ФЗ 384. Регулирует нормы и требования относительно обеспечения противопожарной безопасности зданий и сооружений. В проектных документах должны быть обоснованы следующие параметры:

  • расстояние от проектируемой конструкции до ближайшего здания;
  • принимаемые свойства огнестойкости и противопожарных элементов;
  • применение разделения пожарных отсеков;
  • расположение и протяженность путей эвакуации людей.

Сведения о проезде и подъезде пожарной техники и система оповещения людей при пожаре также вносятся в проектные документы.

  • 1) Повышенный;
  • 2) Нормальный;
  • 3) Пониженный.
  • Глава 3. Требования к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений
  • 2) Государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации;
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-фз «о промышленной безопасности опасных производственных объектов»
  • Опасные производственные объекты
  • Классификация опасных производственных объектов
  • Постановление Правительства рф от 16 февраля 2008 г. N 87"о составе разделов проектной документации и требованияхк их содержанию"
  • II. Состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначенияи требования к содержанию этих разделов
  • Положение
  • Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий
  • Постановление Правительства рф от 5 марта 2007 г. № 145«о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»
  • I. Общие положения
  • 2. Применяемые в настоящем Положении понятия означают следующее:
  • 5. Государственная экспертиза проводится в следующих случаях:
  • 8. Экспертиза проектной документации не проводится в следующих случаях:
  • II. Представление документов для проведения государственной экспертизы
  • 13. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются:
  • 19. Проектная документация на объект капитального строительства может представляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
  • III. Проверка документов, представленных для проведения государственной экспертизы
  • 24. Основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, являются:
  • IV. Проведение государственной экспертизы
  • 29. Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 60 дней. В течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза:
  • 31. При проведении государственной экспертизы проектной документации может осуществляться оперативное внесение изменений в проектную документацию в порядке, установленном договором.
  • VI. Повторное проведение государственной экспертизы
  • Контрольные вопросы по курсу
  • Контрольные вопросы по курсу
  • Часть 11 статьи 51 190-фз от 190-фз от 29.12.2004 г. «Градостроительный кодекс Российской Федерации»:
  • Раздел 1 "Пояснительная записка"
  • Раздел 6 «Проект организации строительства»;
  • Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-фз Технический регламент о безопасности зданий и сооружений

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Цели принятия настоящего Федерального закона

    Настоящий Федеральный закон принимается в целях:

    1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

    2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

    3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

    4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

    Статья 2. Основные понятия

    1. Для целей настоящего Федерального закона используются основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

    2. Для целей настоящего Федерального закона используются также следующие основные понятия:

    5) жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения;

    6) здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;

    14) помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями;

    15) помещение с постоянным пребыванием людей - помещение, в котором предусмотрено пребывание людей непрерывно в течение более двух часов;

    21) система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;

    23) сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов;

    24) строительная конструкция - часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции;

    26) уровень ответственности - характеристика здания или сооружения, определяемая в соответствии с объемом экономических, социальных и экологических последствий его разрушения;

    28) характеристики безопасности здания или сооружения - количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.

    Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона

    1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания) , строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

    6. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:

    1) механической безопасности;

    2) пожарной безопасности;

    3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;

    4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;

    5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;

    6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

    7) энергетической эффективности зданий и сооружений;

    8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

    Статья 4. Идентификация зданий и сооружений

    1. Для применения настоящего Федерального закона здания и сооружения идентифицируются в порядке, установленном настоящей статьей, по следующим признакам:

    1) назначение;

    2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;

    3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;

    4) принадлежность к опасным производственным объектам;

    5) пожарная и взрывопожарная опасность;

    6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;

    7) уровень ответственности.

    7. В результате идентификации здания или сооружения по признаку, предусмотренному пунктом 7 части 1 настоящей статьи, здание или сооружение должно быть отнесено к одному из следующих уровней ответственности.

    Статья 16. Требования к обеспечению механической безопасности здания или сооружения

    1. Выполнение требований механической безопасности в проектной документации здания или сооружения должно быть обосновано расчетами и иными способами, указанными в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, подтверждающими, что в процессе строительства и эксплуатации здания или сооружения его строительные конструкции и основание не достигнут предельного состояния по прочности и устойчивости при учитываемых в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи вариантах одновременного действия нагрузок и воздействий.

    2. За предельное состояние строительных конструкций и основания по прочности и устойчивости должно быть принято состояние, характеризующееся:

    1) разрушением любого характера;

    2) потерей устойчивости формы;

    3) потерей устойчивости положения;

    4) нарушением эксплуатационной пригодности и иными явлениями, связанными с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

    3. В расчетах строительных конструкций и основания должны быть учтены все виды нагрузок, соответствующих функциональному назначению и конструктивному решению здания или сооружения, климатические, а в необходимых случаях технологические воздействия, а также усилия, вызываемые деформацией строительных конструкций и основания. Для элементов строительных конструкций, характеристики которых, учтенные в расчетах прочности и устойчивости здания или сооружения, могут изменяться в процессе эксплуатации под воздействием климатических факторов или агрессивных факторов наружной и внутренней среды, в том числе под воздействием технологических процессов, которые могут вызывать усталостные явления в материале строительных конструкций, в проектной документации должны быть дополнительно указаны параметры, характеризующие сопротивление таким воздействиям, или мероприятия по защите от них.

    4. Расчетные модели (в том числе расчетные схемы, основные предпосылки расчета) строительных конструкций и основания должны отражать действительные условия работы здания или сооружения, отвечающие рассматриваемой расчетной ситуации. При этом должны быть учтены:

    1) факторы, определяющие напряженно-деформированное состояние;

    2) особенности взаимодействия элементов строительных конструкций между собой и с основанием;

    3) пространственная работа строительных конструкций;

    4) геометрическая и физическая нелинейность;

    5) пластические и реологические свойства материалов и грунтов;

    6) возможность образования трещин;

    7) возможные отклонения геометрических параметров от их номинальных значений.

    5. В процессе обоснования выполнения требований механической безопасности должны быть учтены следующие расчетные ситуации:

    1) установившаяся ситуация, имеющая продолжительность того же порядка, что и срок эксплуатации здания или сооружения, в том числе эксплуатация между двумя капитальными ремонтами или изменениями технологического процесса;

    2) переходная ситуация, имеющая небольшую по сравнению со сроком эксплуатации здания или сооружения продолжительность, в том числе строительство, реконструкция, капитальный ремонт здания или сооружения.

    6. При проектировании здания или сооружения повышенного уровня ответственности должна быть учтена также аварийная расчетная ситуация, имеющая малую вероятность возникновения и небольшую продолжительность, но являющаяся важной с точки зрения последствий достижения предельных состояний, которые могут возникнуть при этой ситуации (в том числе предельных состояний при ситуации, возникающей в связи со взрывом, столкновением, с аварией, пожаром, а также непосредственно после отказа одной из несущих строительных конструкций).

    7. Расчеты, обосновывающие безопасность принятых конструктивных решений здания или сооружения, должны быть проведены с учетом уровня ответственности проектируемого здания или сооружения. С этой целью расчетные значения усилий в элементах строительных конструкций и основании здания или сооружения должны быть определены с учетом коэффициента надежности по ответственности, принятое значение которого не должно быть ниже:

    1) 1,1 - в отношении здания и сооружения повышенного уровня ответственности;

    2) 1,0 - в отношении здания и сооружения нормального уровня ответственности;

    3) 0,8 - в отношении здания и сооружения пониженного уровня ответственности.