Сегодня знаменательный день: первоклассники подготовили свои первые отзывы на сказку

Было здорово в "Школе Буратино"!

Немного о сказке...


В 1936 году известный русский писатель А. Н. Толстой написал свою сказку о деревянном человечке «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая стала любимым произведением детей.

Написанная история происходит в одном итальянском городе. Об этом можно судить по именам героев – Карло, Пьеро, Джузеппе, а также по используемой денежной единице - гульдене.

В основе сюжета этой сказочной повести лежит борьба Буратино и его друзей с Карабасом Барабасом, Дуремаром, котом Базилио и лисой Алисой – борьба добра со злом, за овладение золотым ключиком.


Авторы: Вероника К., Лиза Ч.
Этот ключ для Карабаса Барабаса является символом богатства и власти над бедняками. Для Буратино, папы Карло, Артемона, Пьеро и Мальвины золотой ключик - символ свободы. Им нужен театр, чтобы ставить спектакли.

Еще эта сказка о дружбе. Друзей у Буратино много: это и Мальвина, пытающаяся привить ему хорошие манеры, и Пьеро, влюблённый в девочку с голубыми волосами, и другие герои.

Когда Буратино не обнаруживает своих друзей в пещере, он начинает понимать, как они важны для него и идет им на выручку!

Буратино вызывает наше восхищение, но это не мешает нам смеяться над его забавными проделками. Этот деревянный длинноносый мальчишка - хороший товарищ и верный друг, имеющий свои слабости и недостатки!

* * *

Победителями ВИКТОРИНЫ
"Тайна Золотого Ключика"
стали - Юля, Владик, Серафим и Ксюша, которые и поделятся своими впечатлениями о прочитанной книге!


"Сказка о весёлом деревянном мальчишке очень интересная! Мальвина, Пьеро, Артемон помогли Буратино стать добрым, отзывчивым, смелым, отважным!

Сказка очень добрая, мне понравился Буратино и приключения, которые с ним происходили! "

Ксения Ч.


Авторы рисунков: Арина, Серафим, Ксения Ч.

"Мне очень понравилась книга. Хотелось постоянно узнать, что будет дальше. Понравилось, как Мальвина учила Буратино. Самый добрый - папа Карло. Смешной - столяр Джузеппе. А еще смешные Дуремар и Лиса Алиса с котом Базилио, хоть они и злые. Все хотели обидеть Буратино. Но самый злой Карабас Барабас. И совсем не смешной, а страшный. Больше всего запомнилось, как Тортилла дала золотой ключик Буратино и как они все нашли кукольный театр "Молния". Жаль, что книга закончилась."

Юля

Пожалуй, неоценимым помощником на уроке литературы является читательский дневник. Эта «палочка-выручалочка» всегда придёт на помощь, если нужно быстро и точно вспомнить то или иное произведение из школьной программы. Команда «Литерагуру» на этот раз приготовила для вас краткий пересказ сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключение Буратино».

  • ФИО автора произведения: Алексей Николаевич Толстой;
  • Название: «Золотой ключик, или Приключение Буратино»;
  • Год написания: 1936 год;
  • Жанр: сказка.

Краткий пересказ (413 слов) . Однажды весельчак Джузеппе обнаружил необычное говорливое полено, которое испугало его не на шутку. Тогда же решил он подарить странную находку своему другу Карло. Герой жил небогато и скромно: единственным украшением каморки был лишь нарисованный очаг. Долго думал мужчина, что же делать с подаренным поленом и, наконец, его осенило: он выстрогал длинноносую куклу и дал ему имя Буратино. Герой не чаял души в своём сыне. Но ребенок был непослушным, поэтому, когда старый сверчок порекомендовал ему учиться, он прогнал советчика. Судьба наказала героя: он едва не стал ужином для большой крысы. Тогда, продав свою единственную куртку, Карло купил мальчику азбуку и отправил его в школу, чтобы уберечь малютку от бед. Однако по пути маленький герой натыкается на театр, поэтому продает букварь, чтобы купить заветный билет. Увидев Буратино, куклы не смогли отыграть спектакль до конца. Это очень не понравилось хозяину театра Карабасу Барабасу, и он решил наказать всех своих работников. Оказавшись перед грозным злодеем, Буратино проговорился про Папу Карло и его нарисованный очаг, однако хозяин театра не стал ругаться на него, а просто отдал ему пять монет. Когда деревянный мальчик шёл домой, то на его пути повстречались лиса Алиса и кот Базилио, которые решили обворовать куклу. Они отвели его в харчевню, вынудили заплатить за весь обед, а после заверили его, что нужно закопать эти монеты в стране Дураков, чтобы затем выросло большое денежное дерево. Ночью кот и лиса напали на Буратино и повесили его на дереве. Его спас пудель Артемон, который отвел его к сбежавшим актерам из театра Карабаса Барабаса. Он познакомился с Мальвиной. Кукла с голубыми волосами принялась за воспитание нового знакомого: поила его касторкой, заставляла учиться и хорошо себя вести. Девочка пыталась научить его хорошим манерам, но ученик вел себя плохо. За это кукла посадила его в чулан. Но Буратино сбежал и вновь отправился в путешествие. И зря, ведь он вновь столкнулся с лисой Алисой и котом Базилио, которые на этот раз бросили маленького героя в реку. Именно там путник знакомится с доброй черепахой Тортиллой. Она не только рассказала Буратино про настоящих друзей, но и подарила золотой ключик. Лишь после мальчик узнал (его сбил заяц, который подвозил Пьеро, подслушавшего у Барабаса секрет потайной двери), что именно этот ключ открывает таинственную дверь, находящуюся за нарисованным очагом в каморке Папы Карло. Герои прибегают к Мальвине, но там их подстерегают Карабас и полицейские. Завязывается схватка за ключ. Детей спасает Карло. Все вместе они открывают дверцу, а за ней оказался большой театр, в котором и стали играть все герои этой чудесной истории. Лишь Карабас Барабас «остался с носом».

Отзыв (149 слов) . Сказка про Буратино учит тому, что добро всегда побеждает, если за него люди вступаются все вместе. Никогда не надо отчаиваться, если рядом с тобой верные друзья, их нельзя предавать. Также автор старается донести до читателей основную мысль, что хитрые, злые и алчные люди никогда не могут быть товарищами. У меня

Уверена, что у многих любимым героем является Буратино, ведь в самом начале он предстает перед нами несмышлёным, местами глупым, но после всех приключений меняется в лучшую сторону. Мое мнение о нем существенно поменялось в финале, когда он, наконец, принял на себя ответственность за будущее родных и друзей.

Мое впечатление от книги хорошее, ведь она учит человека, как правильно себя вести в обществе, а также помогает определить истинные ценности в жизни. Эту сказку хочется перечитывать снова и снова, а также советовать всем для прочтения, чтобы ещё раз понять и уяснить простые истины, которые хочет донести до нас Алексей Николаевич Толстой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Для читательского дневника. Оно позволяет структурировать информацию о прочитанной книге, составить план пересказа содержания, дает основу для сочинения. Следует обратить внимание, что при выполнении школьного задания, название книги следует указать полностью: А. Н.Толстой: "Золотой ключик, или Приключения Буратино" либо: А. Н. Толстой, "Приключения Буратино". Далее, при устном ответе, можно использовать более короткие варианты.

Буратино или Пиноккио?

В основе книги А.Н. Толстого лежит сказка Карло Коллоди "Приключения Пиноккио. История деревянной куклы". По сюжету Коллоди снят любимый всеми американский мультфильм, и дети часто путают эти два произведения и главных героев - Буратино и Пиноккио. Но А.Н. Толстой взял только идею с ожившей деревянной куклой, а далее сюжетные линии расходятся. Краткое содержание "Буратино" для читательского дневника содержит информацию только из русского варианта.

Однажды столяр Джузеппе нашел говорящее полено, которое начало кричать, когда его тесали. Джузеппе испугался и подарил его шарманщику Карло, с которым давно дружил. Карло жил в маленькой каморке так бедно, что даже очаг у него был не настоящий, а нарисованный на куске старого холста. Шарманщик вырезал из полена деревянную куклу с очень длинным носом. Она ожила и стала мальчиком, которого Карло назвал Буратино. Деревянный человечек проказничал, и говорящий сверчок посоветовал ему взяться за ум, слушаться папу Карло, ходить в школу. Папа Карло, несмотря на шалости и проказы, полюбил Буратино и решил воспитывать как родного. Он продал свою теплую куртку, чтобы купить сынишке азбуку, смастерил из цветной бумаги курточку и колпачок с кисточкой, чтобы тот мог ходить в школу.

Кукольный театр и знакомство с Карабасом Барабасом

Буратино по дороге в школу увидел афишу представления Кукольного Театра: «Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника». Мальчик забыл совет говорящего сверчка и решил не ходить в школу. Он продал свою красивую новую азбуку с картинками и на все вырученные деньги купил билет на представление. Основой сюжета были подзатыльники, которые Арлекин очень часто давал Пьеро. Во время спектакля куклы-артисты узнали Буратино и начался переполох, в результатекоторого представление было сорвано. Страшный и жестокий Карабас Барабас, директор театра, автор и режиссер пьес, хозяин всех кукол, играющих на сцене, очень рассердился. Он даже хотел сжечь деревянного мальчика за нарушение порядка и срыв спектакля. Но во время разговора Буратино случайно рассказал про каморку под лестницей с нарисованным очагом, в которой жил папа Карло. Неожиданно Карабас Барабас успокоился и даже дал Буратино пять золотых монет с одним условием - не уезжать из этой каморки.

Встреча с лисой Алисой и котом Базилио

По дороге домой Буратино встретил лису Алису и Эти жулики, узнав про монеты, предложили мальчику отправиться в Страну Дураков. Они рассказали, что если закопать монетки на Поле чудес вечером, то утром из них вырастет огромное денежное дерево.

Буратино очень хотелось быстро разбогатеть, и он согласился пойти с ними. По дороге Буратино потерялся и остался один, но ночью в лесу на него напали страшные разбойники, напоминающие кота и лису. Он спрятал монеты в рот, чтобы их не отобрали, и грабители повесили мальчика вниз головой на ветке дерева, чтобы он выронил монеты, и оставили его.

Знакомство с Мальвиной, поход в Страну Дураков

Утром его нашел Артемон, пудель - Мальвины, которая сбежала из театра Карабаса Барабаса. Оказалось, что он жестоко обращался со своими кукольными актерами. Когда Мальвина, девочка с очень хорошими манерами, познакомилась с Буратино, она решила воспитать его, что закончилось наказанием - Артемон запер его в темном страшном чулане с пауками.

Сбежав из чулана, мальчик снова встретил кота Базилио и лису Алису. Он не узнал «разбойников», напавших на него в лесу, и снова поверил им. Вместе они отправились дальше в путь. Когда жулики привели Буратино в Страну Дураков на Поле Чудес, оно оказалось похожим на свалку. Но кот и лиса убедили его зарыть деньги, а потом натравили на него собак-полицейских, которые преследовали Буратино, поймали и бросили в воду.

Появление золотого ключика

Мальчик, сделанный из полена, не утонул. Его нашла старая черепаха Тортила. Она рассказала наивному Буратино правду о его «друзьях» Алисе и Базилио. У черепахи хранился золотой ключик, который давным-давно уронил в воду злой человек с длинной страшной бородой. Он кричал, что ключик может открыть дверь к счастью и богатству. Тортила отдала ключик Буратино.

По дороге из Страны Дураков Буратино встретил испуганного Пьеро, тоже убежавшего от жестокого Карабаса. Буратино и Мальвина были очень рады видеть Пьеро. Оставив друзей в домике Мальвины, Буратино отправился следить за Карабасом Барабасом. Он должен был узнать, какую дверь можно открыть золотым ключиком. Случайно в трактире Буратино услышал разговор между Карабасом Барабасом и Дуремаром, торговцем пиявками. Он узнал большую тайну золотого ключика: дверца, которую он открывает, находится в каморке папы Карло за нарисованным очагом.

Дверца в каморке, путешествие по лестнице и новый театр

Карабас Барабас обратился к с жалобой на Буратино. Он обвинил мальчика в том, что из-за него сбежали куклы-артисты, что привело к разорению театра. Спасаясь от преследования, Буратино и его друзья пришли в каморку к папе Карло. Они сорвали холст со стены, нашли дверцу, открыли ее с помощью золотого ключика и нашли старую лестницу, которая вела в неизвестность. Они спустились по ступеням, захлопнув дверь перед самым носом Карабаса Барабса и полицейских собак. Там Буратино снова встретил говорящего сверчка и извинился перед ним. Лестница ведет в лучший в мире театр, с ярким светом, громкой и радостной музыкой. В этом театре герои стали хозяевами, Буратино начал играть на сцене с друзьями, а папа Карло - продавать билеты и играть на шарманке. Все артисты из театра Карабаса Барабаса ушли от него в новый театр, где на сцене ставились добрые спектакли, и никто никого не бил.

Карабас Барабас остался один на улице, в огромной луже.

Краткое содержание "Буратино" для читательского дневника: характеристики персонажей

Буратино - ожившая деревянная кукла, которую Карло смастерил из полена. Это любопытный, наивный мальчик, который не понимает последствий своих поступков. По ходу повествования Буратино взрослеет, учится отвечать за свое поведение, находит друзей, которым старается помочь.

Карло - бедный шарманщик, живущий в нищете, в тесной каморке с нарисованным очагом. Он очень добрый и прощает Буратино все его шалости. Любит Буратино, как и все родители своих детей.

Карабас Барабас - директор театра, профессор кукольных наук. Злой и жестокий хозяин кукол, придумывает спектакли, в которых они должны бить друг друга, наказывает их плеткой-семихвосткой. У него огромная страшная борода. Хочет поймать Буратино. Когда-то давно у него был золотой ключик от двери к счастью, но он не знал, где дверь, и потерял ключик. Теперь, узнав, где каморка, хочет найти его.

Мальвина - очень красивая кукла с голубыми волосами. Она сбежала из театра Карабаса Барабаса, потому что он плохо с ней обращался, и живет в лесу, в маленьком домике с пуделем Артемоном. Мальвина уверена, что у всех должны быть хорошие манеры, и воспитывает мальчиков, с которыми дружит, учит их хорошо вести себя, читать и писать. Любит слушать стихи, которые посвящает ей Пьеро. Буратино и Мальвина часто ссорятся из-за его плохого поведения.

Артемон - пудель Мальвины, вместе с которым она сбежала от Карабаса Барабаса. Защищает ее, помогает воспитывать мальчиков.

Пьеро - печальный артист кукольного театра, которму все время достаются подзатыльники от Арлекино по сценариям Карабаса Барабаса. Он влюблен в Мальвину, пишет ей стихи, скучает по ней. В конце концов он отправляется на поиски и с помощью Буратино находит ее. Пьеро согласен учиться хорошим манерам, грамоте - чему угодно, лишь бы быть рядом с ней.

Лиса Алиса и кот Базилио - нищие жулики. Базилио часто притворяется слепым, чтобы обманывать прохожих. Они пытаются отобрать у Буратино пять золотых монет, которые ему дал Карабас Барабас. Сначала Алиса и Базилио пытаются выманить их хитростью, обещая вырастить Денежное дерево на Поле Чудес в Стране дураков. Потом, притворившись разбойниками, хотят отобрать монеты силой. В итоге им удается украсть зарытые на Поле Чудес монеты. После Страны Дураков помогают Карабасу Барабасу ловить Буратино.

Тортила - старая мудрая черепаха. Она спасает Буратино из воды, учит отличать плохих людей от хороших, дарит золотой ключик.

Говорящий сверчок - живет в каморке папы Карло за нарисованным очагом. Дает Буратино полезный совет в начале повествования.

Вряд ли кто-то помнит, что Алексей Толстой не планировал создание самостоятельной сказки, а всего лишь хотел перевести на русский язык волшебную повесть итальянского писателя Карло Коллоди, которая называется «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Литературоведы немало времени потратили на то, чтобы определить, к какому же жанру относится «Золотой ключик» (повесть или рассказ). Удивительное и противоречивое произведение, покорившее немало юных, да и взрослых читателей было написано в начале ХХ века. Но не все гладко складывалось с его созданием.

Мы знаем, как разнообразно Сказка «Золотой ключик» на некоторое время оказалась не у дел - писателя отвлекли другие проекты. Вернувшись к итальянской сказке, он решает не просто перевести ее на родной язык, но и дополнить своими мыслями и фантазиями. В результате этой работы мир увидел очередное прекрасное произведение автора, известное русскому читателю под названием «Золотой ключик». Анализ его мы и попробуем провести.

Многогранный автор

Алексей Толстой известен своей разносторонностью: он писал стихи, пьесы, сценарии, повести и романы, публицистические статьи, делал литературную обработку сказок и многое, многое другое. Тематика его творчества не знает границ. Так, в произведениях о жизни дворян чаще всего прослеживается восхваление большевизма - его идеология представляется писателю высшей народной правдой. В неоконченном романе «Петр I» Толстой критикует жестокое реформаторское правление диктатора. А в научно-фантастических романах «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» он превозносит силу образования, просвещенности и воспевает миролюбие.

Когда возникают споры на тему того, «Золотой ключик» - повесть или рассказ, дать однозначный ответ невозможно. Ведь сказка содержит в себе признаки и того, и другого жанра. А вымышленный мир и герои еще больше усложняют задачу. Неоспоримо одно: эта сказка принадлежит к числу лучших в мировой литературе произведений для детей.

Первая публикация "Пиноккио"

Итальянец К. Коллоди впервые опубликовал свою сказку «Приключения Пиноккио. История одной марионетки» в 1883 году. Уже в 1906-м ее, переведенную на русский язы, напечатал журнал «Задушевное слово». Здесь следует отвлечься и уточнить, что в предисловии к первому изданию (а это 1935 год) Алексей Толстой пишет, что слышал эту сказку в детстве и, когда пересказывал ее, придумывал каждый раз новые приключения и окончание. Возможно, такой комментарий он дал для того, чтобы объяснить множество авторских дополнений и изменений в сказке.

Будучи еще в эмиграции, в берлинском издательстве "Накануне" вместе с писательницей Н. Петровской А. Толстой издает книгу «Приключения Пиноккио». Это действительно максимально приближенная к оригиналу Коллоди версия сказки. Деревянный мальчик переживает массу злоключений, а в конце фея с голубыми волосами из ленивого проказника превращает его в послушного ребенка.

Контракт на написание пьесы

Позже, когда Толстой уже вернулся в Россию и написал не одно произведение, он снова обратился к этому тексту. Старомодность и сентиментальность оригинала не позволяли писателю внести свои корректировки не только в сюжет, но и в образы главных героев. Известно, что он даже советовался с Ю. Олешей и С. Маршаком о том, чтобы написать собственную самостоятельную сказку.

Еще в 1933 году Толстой подписал контракт с «Детгизом» на разработку сценария о приключениях Пиноккио по своей книге, вышедшей в Берлине. Но работа над «Хождением по мукам» все никак не позволяла отвлечься. И только трагические события и пережитый в результате инфаркт вернули Толстого к работе над легкой и простодушной сказкой.

Пиноккио или Буратино?

В 1935 году автор создал замечательную и очень значимую с точки зрения культурного наследия сказку - «Золотой ключик» (повесть или рассказ это, станет понятно далее). По сравнению с первоисточником приключения Буратино гораздо интереснее и оригинальнее. Ребенок, безусловно, не сможет прочесть тот подтекст, который придал сказке Толстой. Все эти намеки предназначены взрослым, которые знакомят свою малышню с Буратино, Мальвиной, Карабасом и папой Карло.

Скучное, моралистическое изложение истории писателем Коллоди совершенно не привлекало А. Н. Толстого. Можно сказать, что сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» лишь написана по мотивам К. Коллоди. Толстому необходимо было показать юному читателю доброту и взаимовыручку, веру в светлое будущее, необходимость получения образования и т. д. А главное - вызвать сострадание к угнетенным (куклам из театра Карабаса) и ненависть к угнетателям (Карабас и Дуремар). В результате «Золотой ключик» (повесть или рассказ это, нам еще нужно попытаться понять) оказался огромной удачей Толстого.

Сюжетная линия

Конечно, мы помним, что основная сюжетная линия повествует нам о том, как Буратино с друзьями-куклами противостоит злодеям: Карабасу, и лисе Алисе, Дуремару и прочим представителям власти Страны Дураков. Борьба идет за золотой ключик, открывающий дверь в другой мир. Толстой неоднократно создавал многослойные тексты - поверхностный пересказ событий на самом деле оказывается довольно глубоким анализом происходящего. Такова его символика произведений. Золотой ключик для Буратино и папы Карло - свобода, справедливость, возможность всем помогать другу и становиться лучше и образованнее. А вот для Карабаса и его приятелей - это символ власти и богатства, символ угнетения «бедных и глупеньких».

Композиция сказки

Автор однозначно симпатизирует «светлым силам». Негативных персонажей он подает сатирически, высмеивая все их стремления эксплуатировать добродушных бедняков. Он довольно подробно описывает уклад жизни в Стране Дураков, развенчивая в конце «силу семихвостой плетки» и воспевая гуманность и доброту. Это описание социальной жизни настолько эмоционально и живо, что все дети по-настоящему сопереживают приключениям Буратино.

Именно такая композиция позволяет нам не гадать о том, «Золотой ключик» - это повесть или рассказ, а четко определить, что все описанные особенности построения литературного произведения характерны для повести.

Поучительные образы Толстого

Что еще позволяет ответить на вопрос: «Золотой ключик» - это повесть или рассказ?" Сам автор называет "Приключения Буратино" повестью-сказкой. Ведь она описывает события не одного дня; и действие разворачивается в целой стране: от маленького городка на берегу моря через лес, в котором могут встретиться как добрые, так и не очень путники, на пустырь Страны Дураков и дальше…

Присущи произведению и некоторые характеристики народного творчества. Так, все персонажи описаны очень четко и ясно. С первого же упоминания нам понятно, хороший герой или нет. Проказник Буратино, который на первый взгляд - невоспитанная и неотесанная деревяшка, оказывается смелым и справедливым мальчиком. Он подается нам в соединении позитивного и отрицательного, как бы напоминая, что все люди несовершенны. Мы любим его не только за безграничное везение - Толстой сумел показать, что всем свойственно ошибаться, совершать несуразные глупости и норовить ускользнуть от обязанностей. Ничто человеческое не чуждо героям сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Кукла Мальвина при всей своей красоте и душевной чистоте довольно занудна. Ее стремление всех воспитывать и учить очень наглядно показывает, что никакие принудительные меры не смогут заставить человека научиться чему-то. Для этого необходимо только внутреннее желание и понимание смысла получения образования.

Смешные преступники

Техника комического в повести А. Н. Толстого «Золотой ключик» применяется и для описания негативных персонажей. Сатира, с которой подаются все диалоги кота Базилио и лисы Алисы, с самого начала дает понять, насколько недалеки и мелочны эти преступники. Вообще стоит отметить, что образы угнетателей в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» вызывают скорее улыбку и недоумение, чем злобу. Автор пытается показать детям, что вранье, злоба, жадность, жажда наживы - это не просто плохо; все эти качества приводят к тому, что человек сам попадает в глупые ситуации, пытаясь навредить другому.

Угнетение без насилия

Стоит отметить, что совершенно гуманная и миролюбивая сказка - «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Один рассказ о злоключениях деревянного мальчика сменяется другим, но нигде нет смерти или насилия. Карабас Барабас лишь размахивает своей плеткой, Кот и Лиса довольно нелепо подвешивают Буратино на дереве, суд Страны Дураков определяет мальчику меру наказания - утопить в болоте. Но все ведь знают, что дереву (а Буратино - это все же полено) нужно очень много времени для того, чтобы утонуть. Все эти акты насилия выглядят комично и несуразно и не более того.

И даже задушенная Артемоном упоминается вскользь, на этом эпизоде не ставится акцент. В честном бою Буратино с Карабасом мальчик побеждает, привязав доктора кукольных наук за бороду к дереву. Это снова дает читателю почву для размышлений, побуждает в любой ситуации находить безобидные, но однозначные решения.

Шалун - двигатель прогресса

Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» наглядно демонстрирует читателю, что ребенок изначально любопытен и непоседлив. В Буратино - ни в коем случае не ленивый бездельник (как Пиноккио у Коллоди), наоборот, он очень энергичный и любопытный. Именно этот интерес ко всем сторонам жизни и подчеркивает писатель. Да, зачастую ребенок попадает в дурную компанию (кот Базилио и лиса Алиса), но взрослые могут объяснить и наглядно продемонстрировать яркие краски жизни (мудрая и древняя черепаха Тортилла раскрывает глаза Буратино на то, кто ему - друг, а кто - враг).

В этом и заключается феномен творчества Алексея Толстого. Сказка «Золотой ключик» на самом деле - очень поучительное и глубокое произведение. Но легкость стиля и выбранные декорации позволяют нам на одном дыхании прочесть все от корки до корки и сделать совершенно однозначные выводы о добре и зле.

Среди таких книг «Три мушкетера», «Алиса в Стране чудес», «Винни-Пух», «Волшебник Изумрудного города», «Незнайка в Солнечном городе». В этот обязательный список, по нашему глубокому убеждению, должна войти и история о приключениях деревянного мальчишки по имени Буратино.

В 2015 году исполнилось восемьдесят лет с того дня, как сказка вышла из под пера Алексея Толстого, находящегося в то время в эмиграции, и сорок лет её экранизации киностудией «Баларусьфильм». Благодаря авторской переработке «Пиноккио» Карла Коллодио и великолепной игре не только метров советского кинематографа Владимира Этуша, Рины Зеленой, Елены Санаевой, Ролана Быкова, Николая Гринько и других, но и юных артистов Димы Иосифова, Тани Проценко, Буратино прочно вошел в сознание не одного поколения мальчишек и девчонок и из их простой деревянной куклы (итал. burattino - деревянная кукла-актёр) превратился в образец лучших человеческих качеств: смелости, самостоятельности, юмора, благородства, любви и уважения к старшим, щедрости, великодушия, оптимизма, нетерпимости к несправедливости.

Алексей Толстой не просто русифицировал итальянскую сказку Карло Коллоди, полную моральных сентенций (т.е. назиданий), но, через введение нового образа золотого ключика как символа счастья, наполнил ее глубоким смыслом. Буратино не Пиноккио, ему чужды обман, хитрость и изворотливость. Да им сам главный атрибут его (длинный нос) превратился из символа лжи в символ любознательности, присущей всякой творческой личности. Именно творческой личности, способной преображать и окультуривать окружающий мир.

Сказка о Буратино обладает потенциалом не только для нравственного, но и для духовного воспитания детей. Глубокий анализ произведения показывает, что многие сюжеты имеют параллели с христианским богословием. На первый взгляд, постановка проблемы может показаться надуманной, но так ли это? Попробуем осмыслить сказку с христианской точки зрения.

Сразу оговоримся, что мы не разделяем точку зрения некоторых литературоведов, что сказка Толстого носит экстремистских характер и оскорбляет чувства верующих, поскольку, по их мнению, являет собой пародию на Иисуса Христа. Дескать, отцом главного героя сказки является плотник, подобно Иосифу Обручнику, Буратино купил билет на представление «Девочка с голубыми глазами, или Тридцать три подзатыльника», что является насмешкой над возрастом Христа, а Карабас Барабас – вообще пародия на священников, носящих бороды в соответствии в канонами Церкви.

Следуя такой логике, «притянутой за уши», можно героев культового мультфильма «Ну, погоди!» обвинить в пропаганде насилия над животными, пьянства и хулиганства, а Дядю Федора из «Трое из Простоквашино» - в бродяжничестве и незаконном владении имуществом (домик в деревне).

Но вернемся к «Золотому ключику» и внимательно вчитаемся в диалог Буратино с Говорящим Сверчком в каморке папы Карло:

«Буратино увидел существо, немного похожее на таракана, но с головой как у кузнечика. Оно сидело на стене над очагом и тихо потрескивало – крри-кри, – глядело выпуклыми, как из стекла, радужными глазами, шевелило усиками.

– Эй, ты кто такой?

– Я – Говорящий Сверчок, – ответило существо, – живу в этой комнате больше ста лет.

– Здесь я хозяин, убирайся отсюда.

– Хорошо, я уйду, хотя мне грустно покидать комнату, где я прожил сто лет, – ответил Говорящий Сверчок, – но, прежде чем я уйду, выслушай полезный совет.

– Оччччень мне нужны советы старого сверчка…

– Ах, Буратино, Буратино, – проговорил сверчок, – брось баловство, слушайся Карло, без дела не убегай из дома и завтра начни ходить в школу. Вот мой совет. Иначе тебя ждут ужасные опасности и страшные приключения. За твою жизнь я не дам и дохлой сухой мухи.

– Поччччему? – спросил Буратино.

– А вот ты увидишь – поччччему, – ответил Говорящий Сверчок.

– Ах ты, столетняя букашка-таракашка! – крикнул Буратино. – Больше всего на свете я люблю страшные приключения. Завтра чуть свет убегу из дома – лазить по заборам, разорять птичьи гнёзда, дразнить мальчишек, таскать за хвосты собак и кошек… Я ещё не то придумаю!..

– Жаль мне тебя, жаль, Буратино, прольёшь ты горькие слёзы.

– Поччччему? – опять спросил Буратино.

– Потому, что у тебя глупая деревянная голова.

Тогда Буратино вскочил на стул, со стула на стол, схватил молоток и запустил его в голову Говорящему Сверчку.

Старый умный сверчок тяжело вздохнул, пошевелил усами и уполз за очаг – навсегда из этой комнаты».

Буратино разговаривает со Сверчком как с соперником, настаивая на своем превосходстве. Не напоминает ли нам это общение человека со своей… совестью?

Ветхозаветный пророк Осия, оплакивая Ефрема, говорит: «Соодоле Ефрем соперника своего, попра суд, яко нача ходити вслед суетных» (Ос. 5,11). Соперник, по толкованию преподобного аввы Дорофея, есть совесть. «Но почему же совесть называется соперником?» – вопрошает святой отец. – «Соперником называется он потому, что сопротивляется всегда злой нашей воле и напоминает нам, что мы должны делать, но не делаем; и опять, чего не должны делать, и делаем, и за то она осуждает нас» (Авва Дорофей. Душепо-лезные поучения и послания. Поучение 3. О совести).

Как же реагирует Буратино на наставления Говорящего Сверчка? Так же, как пораженный грехом человек своей совести – сначала заглушает ее, возводя в ранг дозволенного свои пороки, а затем и вовсе изгоняет её.

Практически сразу после конфликта Буратино с Говорящим Сверчком возникает угроза жизни и неминуемость смерти:

«Теперь уже Буратино испугался, отпустил холодный крысиный хвост и вспрыгнул на стул. Крыса – за ним.

Он со стула перескочил на подоконник. Крыса – за ним.

С подоконника он через всю каморку перелетел на стол. Крыса – за ним… И тут, на столе, она схватила Буратино за горло, повалила, держа его в зубах, соскочила на пол и поволокла под лестницу, в подполье.

– Папа Карло! – успел только пискнуть Буратино.

Дверь распахнулась, вошёл папа Карло. Стащил с ноги деревянный баш-мак и запустил им в крысу. Шушара, выпустив деревянного мальчишку, скрипнула зубами и скрылась».

Единственная надежда – на папу Карло, поэтому Буратино в, казалось бы, критической ситуации, когда по собственной легкомысленности, как отмечает сам Алексей Толстой, он едва не погиб. Буратино зовет на помощь папу Карло, хотя осознает, что тот находится в полицейском участке, а не рядом с ним. И, тем не менее, папа Карло неожиданно приходит на помощь. Можно усмотреть в этом сюжете художественный замысел. Однако легко увидеть параллель с помощью Божией человеку, находящемуся в безвыходной ситуации и призывающего Его на помощь.

Как Господь заботиться о своем творении, так и папа Карло создает комфортную среду для Буратино – кормит и одевает его, причем о том, что деревянный мальчуган нуждается в одежде, он говорит сам:

«– Папа Карло, но ведь я – голенький, деревянненький, – мальчишки в школе меня засмеют.

– Эге, – сказал Карло и почесал щетинистый подбородок. – Ты прав, малыш!

Он зажёг лампу, взял ножницы, клей и обрывки цветной бумаги. Вырезал и склеил курточку из коричневой бумаги и ярко-зелёные штанишки. Смастерил туфли из старого голенища и шапочку – колпачком с кисточкой – из старого носка. Всё это надел на Буратино».

Разве этот сюжет не напоминает диалог Адама с Богом о том, что он наг и испытывает чувство стыда и то, что «…сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их» (Бытие 3:21)?

Также как Творец дает человеку Книгу Жизни, читая которую, он учится общению с Богом и окружающим миром, так и папа Карло дарит Буратино азбуку, благодаря которой он должен был научиться познавать мир. К сожалению, стремление к чувственному наслаждению берет верх над стремлением развивать свои интеллектуальные способности, и Буратино променивает школу на театр.

Уход с пути, указанного папой Карло, приводит к тому, что жизнь Буратино наполняют опасности и, порой, захватывающие приключения. Но, не смотря на извилистую дорогу, Буратино возвращается в отчий дом, да еще и с золотым ключиком. Центральным событием его жизни становится знакомство с куклами театра Карабаса Барабаса, которым он стремиться помочь. Но прежде необходимо было встретиться с аферистами, пригласившим его в Страну Дураков.

Страна Дураков возвращает внимательного читателя к реалиям повседневной жизни современного человека: социальное неравенство, превосходство власти над гражданами, богатых над бедными, отсутствие справедливости и несовершенство судебной системы, желание легкого заработка:

«Пошли они втроём по пыльной дороге. Лиса сказала:

– Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?

– Конечно, хочу! А как это делается?

Лиса села на хвост, облизнулась:

– Я тебе сейчас объясню. В Стране Дураков есть волшебное поле – называется Поле Чудес… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», – положи в ямку золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты».

Буратино, как и обманутые вкладчики финансовых пирамид конца 20-начала 21 вв., терпит фиаско. Но Алексей Толстой ведет своего героя через испытания к понимаю того, что суетный и бренный мир обманчив, одна-ко именно там он получает золотой ключик от черепахи Тортилы.

Размышляя над эпизодом передачи золотого ключика черепахой Тортилой Буратино, обратим внимание на мотив её поступка. В тексте Толстого это представлено так:

– Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! – сказала Тортила. – Сидеть бы тебе дома да прилежно учиться! Занесло тебя в Страну Дураков!

– Так я же хотел же добыть побольше золотых монет для папы Карло… Я очччень хороший и благоразумный мальчик…

– Деньги твои украли кот и лиса, – сказала черепаха. – Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала, как они хвастались, что выкопали твои деньги, и как подрались из-за них… Ох ты, безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями!..

– Не ругаться надо, – проворчал Буратино, – тут помочь надо человеку… Что я теперь буду делать? Ой-ой-ой!.. Как я вернусь к папе Карло? Ай-ай-ай!..

Он тёр кулаками глаза и хныкал так жалобно, что лягушки вдруг все враз вздохнули:

– Ух-ух… Тортила, помоги человеку.

Черепаха долго глядела на луну, что-то вспоминала…

– Однажды я вот так же помогла одному человеку, а он потом из моей бабушки и моего дедушки наделал черепаховых гребёнок, – сказала она. И опять долго глядела на луну. – Что ж, посиди тут, человечек, а я поползаю по дну – может быть, найду одну полезную вещицу. Она втянула змеиную голову и медленно опустилась под воду.

Лягушки прошептали:

– Черепаха Тортила знает великую тайну.

Прошло долгое-долгое время.

Луна уже клонилась за холмы…

Снова заколебалась зелёная ряска, появилась черепаха, держа во рту маленький золотой ключик.

Она положила его на лист у ног Буратино.

– Безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями, – сказала Тортила, – не горюй, что лиса и кот украли у тебя золотые монеты. Я даю тебе этот ключик. Его обронил на дно пруда человек с бородой такой длины, что он её засовывал в карман, чтобы она не мешала ему ходить. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне этот ключик!..

Тортила вздохнула, помолчала и опять вздохнула так, что из воды пошли пузыри…

– Но я не помогла ему, я тогда была очень сердита на людей за мою бабушку и моего дедушку, из которых наделали черепаховых гребёнок. Бородатый человек много рассказывал про этот ключик, но я всё забыла. Помню только, что нужно отворить им какую-то дверь и это принесёт счастье...

Тортиле импонирует желание Буратино обеспечить папе Карло безбедное существование. Его желание альтруистично. Очень хорошо эта мысль отражена в экранизации «Золотого ключика». Автору сценария удалось передать главную мысль того, почему именно Буратино получает ключ от счастья. Задумаемся и мы.

Мы прекрасно понимаем, что ни Карабас Барабас, олицетворяющий в сказке зло, ни его приспешники Дуремар, зарабатывающий на несчастье других, ни мошенники кот Базилио и лиса Алиса не могут в полной мере быть счастливыми, поскольку безнравственны. Но почему на месте Буратино не Мальвина, не Пьеро, не Артемон или Арлекин ? Ведь им, как ни кому другому необходимо обрести счастье, стать свободными, освободиться от пут Карабаса Барабаса. Но в этом и кроется ключ к разгадке поступка черепахи Тортилы. И Мальвина, и Арлекин, и Пьеро, и Артемон – это марионетки. Красивый, на первый взгляд, облик кукол театра Карабаса скрывает маски.

Пьеро как типичный влюбленный, страдающий от неразделенной любви, находится в постоянном унынии и состоянии депрессии и напоминает представителя направления современной молодежной субкультуры эмо. Буратино называет Пьеро плаксой и приставалой. Арлекин, напротив, образец безалаберности и пребывания в вечном веселии. И даже пудель Артемон в сказке выгладит щеголем и франтом. Самолюбие Мальвины настолько ве-лико, что в общении с Буратино, которого видит впервые в жизни, она обидчива и вздорна, капризна до чрезвычайности. Тем не менее, она пытается воспитывать его. Вспоминаются слова апостола Петра: «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2. Петр. 2,19). А ниточки от кукол находятся в руках Карабаса Барабаса.

В отличие от кукол театра Карабаса, Буратино имеет свободную волю, этим и обусловлена его непоседливость и озорство, но в тоже время, щедрость и бескорыстность, стремление сделать других счастливыми.

Мотив передачи золотого ключика черепахой Тортилой Буратино очень тонко отражен в фильме «Приключение Буратино».

Вчитаемся в их диалог:

«- А ты знаешь, ты почему-то мне понравился.

Я обаятельный.

Нет, не в этом дело. Ты добрый, ты любишь папу Карло и веришь, что создан на радость людям. Я хочу подарить тебе ключик. Я поклялась, что никогда не отдам его людям. Они стали жадные и злые, а злые и жадные никогда не могут быть счастливы. Возьми ключик, он принесет тебе счастье».

Напомним, фильм появился в 1975 году, когда бушевала атеистическая пропаганда. Осознанно или нет, но, тем не менее, в этом диалоге завуалировано звучат заповеди о любви к Богу и к ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Воз-люби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:37-40).

Обладание золотым ключиком не в состоянии сделать главных героев счастливыми, - необходима та дверь, к замку которой подходит этот ключ, и за которой находится главная мечта. По замыслу автора, дверь находится за холстом с нарисованным очагом в скромной коморке папы Карло. Другими словами, нужно после многих приключений, подобно блудному сыну возвратиться в отчий дом.

В схватке с Карабасом Барабасом и его приспешниками, вдалеке от дома папы Карло, Буратино, по словам автора, первый раз в жизни приходит в отчаяние:

«Лиса Алиса криво усмехнулась:

– Разрешите свернуть шеи этим нахалам?

Ещё минута, и всё было бы кончено… Вдруг со свистом промчались стрижи:

– Здесь, здесь, здесь!..

Над головой Карабаса Барабаса пролетела сорока, громко тараторя:

– Скорее, скорее, скорее!..

И наверху косогора появился старый папа Карло. Рукава у него были засучены, в руке – сучковатая палка, брови нахмурены…

Он плечом толкнул Карабаса Барабаса, локтем – Дуремара, дубинкой вытянул по спине лису Алису, сапогом швырнул в сторону кота Базилио…

После этого, нагнувшись и глядя с косогора вниз, где стояли деревянные человечки, сказал радостно:

– Сын мой, Буратино, плутишка, ты жив и здоров, – иди же скорее ко мне!».

Сравним последние слова этого отрывка со словами из притчи Иисуса Христа о блудном сыне: «…сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 23).

Заключительные сцены сказки также имеют христианские мотивы. Вот диалог главных героев перед представлением в новом театре кукол:

«Пьеро потёр кулаками наморщенный лоб:

– Я напишу эту комедию роскошными стихами.

– Я буду продавать мороженое и билеты, – сказала Мальвина. – Если вы найдёте у меня талант, попробую играть роли хорошеньких девочек…

– Постойте, ребята, а учиться когда же? – спросил папа Карло.

Все враз ответили:

– Учиться будем утром… А вечером играть в театре…

– Ну, то-то, деточки, – сказал папа Карло, – а уж я, деточки, буду играть на шарманке для увеселения почтенной публики, а если станем разъезжать по Италии из города в город, буду править лошадью да варить бара-нью похлёбку с чесноком…».

Счастье обретает не только Буратино, но и его друзья. В их сердцах про-исходит перерождение: Мальвина из капризной и заносчивой превращается в скромную девочку, Пьеро наконец-то обретает вдохновение и радость в жизни. Особенно ценно, что папа Карло становится их поводырем, которые по-прежнему будет заботиться о них. Символично, что накануне к Буратино возвращается Говорящий Сверчок.

Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» имеет глубокий христианский смысл. Ее главная мысль, на наш взгляд, заключается в том, что пребывая в жизни временной, через добродетели и борьбу с искушениями, человек приобретает «золотой ключик» для счастливой жизни вечной, жизни с Богом .