Старец схиархимандрит Виталий (в миру В.Н. Сидоренко (1928-1992 гг.).был воспитанником великих старцев Глинской пустыни. Он прошел жизненный путь, как монастырский послушник, странник-юродивый, монах-пустынник.

Схиархимандрит Виталий выделялся своей высокой духовностью, смирением, послушанием.
В последнее время он служил в храме Александра Невского в Грузии. Не от мира сего смиренный, кроткий пастырь отличался особым Божиим даром: исцелял душевнобольных и бесноватых.
Однако отец Виталий никогда не роптал, за все усердно благодарил Господа и усиленно молился за своих чад, за братию, за недругов...

Он вымаливал человека, каких бы трудов ему это не стоило. Даже зная волю Божию об этом человеке, имел дерзновение умолять Всевышнего даровать прощение или облегчить участь несчастного...
Последние свои годы, с 1969 года, когда усилились гонения на верующих, он провел во «Святом Тбилиси». В возрасте 64 лет схиархимандрит Виталий отошел ко Господу. Чин отпевания при большом стечении верующего народа совершил Святейший Каталикос-Патриарх всея Грузии Илия II в сослужении духовенства России, Грузии, Украины. День памяти 1 декабря (по нов. стилю)
На молитвенную память схиархимандрит Виталий оставил матушке N. (которая 30 лет была его духовным чадом) молитву на благословение дома. Эта молитва читалась по несколько раз в день во время бомбежек, осаждений, обысков. И ее домик в одной из «горячих» точек Кавказа, и люди, находящиеся в нем, не пострадали, когда рядом и в округе все было сожжено, разбито, взорвано.

Молитва на благословение дома

Да благословит нас и сохранит Всемогущий Милосердный Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. О! сладчайший Иисусе Христе, Всемогущий Царю Неба и земли, Сыне Давидов, Иисусе Назорее, нас ради распятый на Кресте, смилуйся над этим домом, храни живущих в нем. Да будет Твое благословение Господне сопутствовать им везде; да освятит Дух Святый мысли и сердца их: Всемогущество Его везде, во всяком месте: все, что находится в этом доме, кто к ним входит и кто выходит от них, да благословит Пресвятая Троица и сохранит от всякого зла, чтобы ничто нечистое не приблизилось к ним. Имя Господа Иисуса Христа с девятью чинами Ангелов да будет в сем доме и даст ему свой покой. Да покроет своим материнским Покровом Пресвятая Дева Мария; да охраняют его Святые Апостолы благополучие его да утвердят и укрепят Святые Евангелисты. Крест Господа нашего Иисуса Христа да будет кровлей ему; гвозди Господа нашего Иисуса Христа да будут его защитой; венец Господа нашего Иисуса Христа да будет его покровом. Пресвятая Дева Мария, Святый праведный Иосиф и вси святые, Ангелы Хранители, умолите Господа Иисуса Христа, Единаго от Святыя Троицы, да сохранит сий дом от грома, молнии, огня, града, наводнения, от нападения злых людей, нужды, неверия, ереси (войны) и всякого несчастия, грозящего душе и телу: в чем да поможет нам Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Аминь.
Сподоби, Господи, в день сей (или нощь сию) без греха сохранитися нам.

Правило Старца схиархимандрита Виталия (Сидоренко)

О молитвенном правиле
Батюшка учил не скорбеть и не унывать, если не успеваешь вычитать утреннее правило, а неустанно читать в течение дня Иисусову молитву, 150 раз «Богородице Дево, радуйся» и Пяточисленные молитвы. Он говорил, что Иисусовой молитвой можно заменить все правило, а кто каждый день читает 150 раз «Богородице Дево, радуйся», того Матерь Божия спасет.
Если после молитвы попьешь чаю или покушаешь, заново надо читать молитву на сон грядущим.
Всегда читайте «Богородице Дево, радуйся» по 150 раз с поклонами - и Матерь Божия совершит спасение.

Батюшка советовал утром, выходя из дома, прочитать 26, 50 и 90 псалмы, а между ними, в начале и в конце по одной молитве «Богородице Дево, радуйся». После этого, он говорил, если рядом разорвется снаряд или пуля, или случится пожар - никакая беда тебя не коснется.

Читайте 26, 50, 90 псалмы, и Господь и Матерь Божия подадут Свои милости.
Раз есть тщеславие исполнением правила, много не бери, а тяни четки с Иисусовой молитвой, не считая, но только смиренно и со вниманием.
Старайся аккуратно молиться утром, вечером и при всяком деле, хотя бы так: «Благослови, Господи. Слава Тебе, Господи». И вместо других мыслей говори: «Господи, помози ми. Господи, защити мя. Господи, буди врач души и телу. Господи, научи мя творити волю Твою». Тако творя, ты будешь беседовать с Богом, что и есть молитва. Другие мысли не принимай - они не Божии.
При крайнем затруднении к прочтению правила ко Причащению позволял прочитать 5 четок Иисусовых молитв.
Требовал молиться за всех, но при крайней занятости позволял даже так: «Благослови, Господи, всех здравием и помяни всех усопших во Царствии Твоем. - Вот и помолились, тогда не будете унывать».

Выдердки из жизнеописания:
"...Когда началась война в Сухуми, отец Виталий сделал из воска большую свечу и возжег ее. Свеча горела с шумным треском, сильно коптила и воск стал кусками отпадать от нее. Сестры испугались пожара, но отец Виталий не разрешил ее гасить и сказал: «Как ведут себя в Сухуми - фырчат друг на друга, так свеча и показывает».
В это скорбное время он советовал живущим в Сухуми нести свои горести на могилку схиархимандрита Серафима (Романцова) и все рассказывать старцу, как живому, а если нет возможности пойти к нему, то мысленно просить: «Господи, молитвами моих родителей и всех, молящихся о мне, помо­ги и благослови».
Находящимся в смертельной опасности он благословил читать ежедневно 26, 50 и 90-й псалмы, а также 100 Иисусовых молитв. Кто это исполнял, был сохранен сам со всем своим домом.
Одной своей духовной дочери отец Виталий явился во сне в мантии, с четками, и обошел ее сухумский дом. При этом он сказал: «Я здесь охраняю, не бойтесь...» И, действительно, дом этот не пострадал ни от обстрела, ни от грабежа. Когда началось братское кровопролитие, он молился по ночам, стоя на камне, прося Господа сохранить святую Иве-рию и паству Христову, а Святейшему просил дать духа премудрости, чтобы сдержать братоубийство. Сам же он взял на себя в то время подвиг молчания и воздержания в пище, вкушая только хлеб и воду, а иногда отказываясь от нее совсем.
Его сердце могло откликаться на чужую боль таким пронзительным порывом любви, который кажется невозможным для человека. «Я говорю себе, - читаем мы в его письме, - так я виноват, что через меня святые люди кровь льют, везде идет страдание, да лучше бы меня зарезали или убили, или потопили, или повесили, нежели столько людей Божиих страдает».
За несколько лет до этих событий отец Виталий говорил о предстоящих бедствиях: «Будет на земле страшная кровь, братоубийство, голод. Не выбрасывайте пищу, будете рады и отбросам... Люди будут искать жизни в других странах... Познайте каждый себя и поймете, что в том, что совершается в мире, есть и наша вина, это наши грехи»
http://www.pravoslavie.ws/library/o_gizni_shiarhimandrita_vitalija.htm

А ТАКЖЕ
Пишет Сергей Нилус о том, что сказал ему старец Иоанн Салов:
- Ну, так вот что я вам скажу! Вы как-то раз говорили мне, что на вас враг пускает стрелы свои. Не бойтесь! ни одна вас не коснется, никакой дряни не опасайтесь: дрянь дрянью и останется. Только возьмите мой совет за правило, послушайтесь: читайте утром и вечером перед вашей молитвой оба эти псалма - 26-й и 90-й, а перед ними великое Архангельское обрадование - «Богородице Дево, радуйся». Будете так делать, ни огонь вас не возьмет, ни вода не потопит...
При этих словах старец встал со своего кресла, обнял меня и с какой-то особой силой, раскатисто-звонко, не сказал даже, а выкрикнул:
- Больше вам скажу: бомбой не разорвет! Я поцеловал обнимавшую меня руку старца. А он опять, прижавшись к самому моему уху, опять громко воскликнул:
- И бомба не разорвет!* А на всякую дрянь вы и внимания не обращайте: что вам дрянь сделать может?... Вот, об этом-то я и хотел побеседовать с вами. Ну, а теперь идите с Господом!
+++

«Если ты хочешь одолеть врагов своих без брани,

победить без оружия, укротить без труда и покорить себе,

будь кроток, терпелив, тих, незлобив, как агнец, и ты одолеешь,

победишь, укротишь и покоришь».

Схиархимандрит Виталий (в миру Виталий Николаевич Сидоренко) родился в 1928 году, в селе Екатериновка Краснодарского края. (По одним сведениям это произошло 5 мая, по другим 3 июня.)

Его отец был добрым, умным, трудолюбивым человеком, много помогал бедным и сиротам. Он погиб во время Великой Отечественной войны.

В пятилетнем возрасте Виталий начал поститься: мяса не вкушал совсем, а в среду и пятницу отказывался от молочной пищи. Когда ему исполнилось восемь лет, он пошел в школу. Как только он научился читать, Евангелие стало его настольной книгой.

Виталий часто убегал молиться в кукурузное поле или прятался в камышах у реки. Когда ему было лет восемь, он вырыл в огороде яму и подолгу молился там.

Впоследствии отец Виталий так вспоминал об этом времени в письме к духовной дочери: «В юности работал в колхозе, но не давали мне зарплаты... А не давали за то, что ежели среди седмицы праздник, то я бросал работу – и в Божий храм. Вот и не давали».

Однажды Виталия послали пасти колхозное стадо. Он выгнал коров на пастбище, а сам стал читать Евангелие и не заметил того, что коровы забрели в пшеницу, объелись жита и слегли. Юный подвижник не растерялся, стал с молитвой крестить со всех сторон каждую корову. С Божией помощью поднял все стадо и пригнал в село.

С 14 лет он взял на себя подвиг странничества. Часто ночевал в стогах сена в поле или заброшенном сарае. В 16 лет отправился в Таганрог, там получил благословение на монашеский подвиг от слепого прозорливого старца Алексия. В 1948 году Виталий поехал в Свято-Троице-Сергиеву Лавру, только что открывшуюся после войны, помогал некоторое время восстанавливать монастырь. Так как у юного подвижника не было документов, его не смогли принять в число насельников обители, а посоветовали поехать в Глинскую пустынь.

В эти годы продолжателями традиций глинских старцев были настоятель монастыря схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958), схиигумен Андроник (Лукаш) (1889–1974) и иеросхимонах Серафим (Романцов) (1885–1976). Он был братским духовником, строгим и требовательным. Старец Серафим (Романцов) стал духовным отцом Виталия.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в истории Глинской пустыни писал о старце Серафиме следущее: «Это был духовник опытнейший, знаток всех сокровенных движений человеческого сердца, обладатель духовных сокровищ, которые он приобрел долгим многотрудным подвигом... Его беседы, преисполненные истинного смирения, согревали охладевшие сердца людей, открывали им душевные очи, просвещали разум, приводили к раскаянию, душевному миру и душевному возрождению».

Схиархимандрит Серафим (Романцов) говорил: «Единственный подвиг для юных – это послушание. Подвижничество без послушания – ходьба на ходулях».

«Человек должен непременно испытать горечь греха и сладость благодати. Для этого очень хорошо и даже необходимо иметь руководителя в этом многотрудном пути».

Старец Серафим (Романцов) стал духовным руководителем послушника Виталия. Первое время послушник был сторожем, позже работал в трапезной. Когда он нес послушание за свечным ящиком, приходилось задерживаться после службы (он считал выручку). Чтобы не будить братию, он ложился спать у дверей братского корпуса прямо на улице.

В монастыре в те годы подвизался прозорливый блаженный иеродиакон Ефрем, который нес послушание ночного сторожа. После закрытия монастыря его насильно определили на лечение в психиатрическую больницу, находившуюся на территории Вышенской пустыни под Рязанью. Там он продолжал юродствовать и принимать людей, приезжавших к нему по духовным нуждам. Отца Виталия с отцом Ефремом связывала духовная близость, он рассказывал о нем, как о старце высокой духовной жизни. Иеродиакон Ефрем часто повторял: «Весь секрет спасения – в смирении».

Из воспоминаний иеромонаха Мардария (Данилова): «Глинскую пустынь в то время – это рассадник духовности был. Какие там старцы были... А Виталий – он хотя просто послушником был у отца Серафима (Романцова), но принимал всех странников – как отец милосердия был, и вел очень духовную жизнь...

Отец Виталий – удивительный был человек! Когда они в Глинской жили, батюшке отцу Серафиму (Романцову) письма шли – из Москвы, из Питера, из Киева: Просто не успевает батюшка отвечать – лежат и лежат. И вот вызовет Виталия:

– Виталий, видишь письма?

– Вижу, батюшка.

– Вот благословляю: распечатывай их и давай ответы как от меня. И ко мне не обращайся: – ну, батюшка знал, что он умный: да и молился, конечно, за него. – Пиши. А ко мне не подходи и не спрашивай, что писать...

Ну, Виталий как начнет отвечать: Ответ даст, а внизу подпишет: «Схиигумен Серафим». И отправляет.

Они получают: «Ну, все! Мы теперь ожили, мы воскресли! Мы теперь отчаиваться не будем!» Пишут батюшке благодарность: «Ой, батюшка, благодарим Вас!» «Спасли Вы нас! Мы в отчаянии были»... Батюшка Серафим – он благодать видел у Виталия, что Виталий сможет. И это действительно так».

Так как послушник Виталий, не имел документов, ему часто приходилось скрыться, когда в монастырь приезжали представители власти. В конце 1950-х годов власти ужесточили контроль, в Глинскую пустынь стали все чаще приезжать проверяющие. Послушнику Виталию стало опасно находиться в монастыре, и он уехал в Таганрог. В Таганроге он любил посещать городское кладбище, там молился у могилы блаженного старца Павла (Стожкова) (1792–1879). Он часто повторял слова старца Павла: «Все мое желание от юности было – молиться Богу, а намерение – идти по святым местам». Видя подвижническую жизнь брата Виталия, вокруг него стали собираться верующие люди. Останавливался он в тех домах, куда приглашали. Как когда-то таганрогский старец Павел, подвижник ходил по святым местам, его сопровождали верующие женщины, сестры во Христе, будущие духовные чада.

«Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви...» ()

Из воспоминаний келейницы отца Виталия схиигумении Серафимы (Дьяченко)): «Странствуя с ним, мы не имели ни денег, ни двух одежд. Бывало, ночевали в поле, утром молились, клали поклоны и дальше шли...»

Однажды мотоцикл с вооруженными милиционерами остановился прямо перед подвижником, когда он шел с людьми. «Кто такие? Откуда? Документы!» Но он так ласково к ним обратился, что они были крайне изумлены. Поклонился, поцеловал их в плечи со словами: «Вы наши ангелы-хранители, наши защитники». Он победил их своим смирением и любовью – они, попросив его помолиться, уехали. Только спустя некоторое время он сказал: «А ведь они специально за мной ехали».

Духовные чада рассказывали, что, странствуя по России, брат Виталий ходил всегда в подряснике и с дорожным посохом – его невозможно было не заметить. И почти в каждом селении его поджидала милиция. Он рассказывал своим чадам об этом времени: «Я иду – на пути речка, перешел через нее – стоит постовой. Я ему в ножки поклонился, он повернулся спиной, как будто не заметил – я и прошел. А в другом месте меня как барина встречали на машине. Возили меня в дом, очень красивый. Там меня гладили». (Избивали). Он говорил: «И в милиции есть добрые люди. Однажды, когда я странствовал, меня схватила милиция и била, а начальник заступился за меня и сказал: «Не бейте его сильно, а то он умрет, и тогда хлопот не оберешься». Тогда меня перестали бить ногами, а только таскали за волосы и бороду».

При этом к своим обидчикам он не испытывал никаких враждебных чувств, помня слова Господа «благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» () – таким образом стяжал великое смирение.

Приведем рассказ одной духовной дочери отца Виталия: «Шли мы как-то раз с батюшкой... как овцы за пастырем. А на встречу идет пьяный мужчина и громко выкрикивает всякие ругательства. Когда он к нам приблизился, мы все с перепугу разбежались, а батюшка не уклонился и пошел прямо ему навстречу, подошел, обнял и стал целовать. Как этот человек сразу переменился! Куда делся его грозный вид? А когда батюшка его благословил, радости того человека не было предела. Он стал благодарить батюшку и сказал, что еще никто так с ним не обращался...»

Сам за свою жизнь никого не осудив, отец Виталий сразу пресекал недовольство другими, если оно у кого-то возникало. «Надо себя хулить, винить, пороть, наказывать, а всех любить, считать Ангелами», – писал старец Виталий в одном письме.

Многое пришлось пережить праведнику, скрываясь от преследователей, он ночевал, зарывшись в сугроб, чтобы не заметили черного подрясника. В 1954 году в Таганроге тяжелобольного подвижника положили в больницу. Врачи констатировали – туберкулез в последней стадии, остались считанные дни. Но подвижник выжил. Господь хранил своего избранника, ради страждущих, которым предстояло по его молитвам встать на Путь истинный.

Где бы ни странствовал брат Виталий, он всегда возвращался в Глинскую пустынь к духовному отцу старцу Серафиму. В 1958 году духовник решает направить его на Кавказ. Ночью старец Серафим и старец Андроник постригли его в рясофорного инока. Инок Виталий отправился в Сухуми, а оттуда в горную местность – Барганы.

В книге «Тайна спасения. Беседы о духовной жизни» архимандрит Рафаил (Карелин) пишет: «Монахи уходили в горы не только для того, чтобы скрыться в их дебрях от мира подобно тому, как во время бури спасаются у пустынных берегов корабли. Горы словно открывают перед человеком полог, простертый над вечностью, здесь он чувствует, как скоротечна и ничтожна вся муравьиная земная суета; камни, выжженные солнцем, напоминают ему о смерти, сама тишина гор кажется песней о вечности, которая без слов и без звуков отзывается в его сердце. Тишина гор кажется эхом вечности...

Спросили у схиархимандрита Виталия, что он нашел лучшего для спасения. Он ответил: «Молитву с покаянием»... Схиархимандрит Виталий рассказывал: «Бесы искушают людей, живущих в миру, через помыслы, а пустынникам они являются в чувственных образах. Мы слышали по ночам рев зверей, крики людей, которые хотят напасть на наши хижины, стук шагов на чердаке, как будто кто-то ходит там; иногда мы видели, что к нам пришли посетить нас знакомые люди, но это оказывалось призраком. Я испытал тяжелое искушение от бесов... Это продолжалось долго. Наконец, собравшись с силами, делаю мысленно крест, затем начинаю говорить: «Да воскреснет Бог» – и чувствую, что каменная плита сваливается с моей груди. Я написал своему духовному отцу об этом с просьбой, чтобы весь монастырь помолился обо мне...

Однажды зимой я вышел ночью из келии и увидел большую собаку. Я стал звать ее, но она в ответ завыла. Я понял, что это волк, который готовится броситься на меня, и закричал: «Господи, молитвами отца моего духовного, схиигумена Серафима, помилуй меня!» – и волк, как будто гонимый невидимой силой, убежал в лес. Это был уже не призрак: наутро мы увидели на снегу волчьи следы»».

Однажды инок Виталий, переправляясь через горную реку, упал в ледяную воду и простудился. Из-за обострения туберкулеза – кровь шла горлом. Инок Виталий, чувствуя всю серьезность своего положения, стал умолять пустынника иеромонаха Мардария (Данилова), чтобы он тайно постриг его в монахи, ссылаясь на то, что желает умереть монахом, а благословение старца Серафима испросить в то время было не возможно – реки в горах разлились, перекрыв дорогу в город. Иеромонах согласился. При постриге отцу Виталию дали имя Венедикт.

Когда его духовник узнал о тайном постриге, долго сердился, но потом простил. Из воспоминаний иеромонаха Мардария: «Ну, а отец Серафим смирял его довольно жестко, чтобы не дать повода к возношению и самомнению. Хотя уже сам постриг был отцу Виталию поводом к величайшему смирению – что он якобы принял его своевольно. Это было для него сильным смиряющим обстоятельством на многие годы, пока он не принял великую схиму – память того, что он все-таки «своевольник». Господь все устроил вот таким образом: с одной стороны устрашил его смертью, а с другой – старцем». (Глинская пустынь была закрыта в 1961 году.)

В середине шестидесятых годов монах Венедикт тайно принял схиму с именем Виталий.

В 1969 году по благословению старца Серафима отец Виталий отправился в Тбилисти к владыке Зиновию (Мажуга)**.

В Тбилиси в 1976 году владыка Зиновий рукоположил его в иеродиакона, а через несколько месяцев во иеромонаха. За день до этого знаменательного события 1 января 1976 отошёл ко Господу его духовный отец схиархимандрит Серафим (Романцов).

По свидетельству духовных чад отца Виталия, старец отличался крайней нестяжательностью: никогда не носил хорошей одежды, всегда ходил в стареньком подряснике. У него никогда не было денег – все что ему присылали, он в кратчайший срок раздавал нуждающимся, следуя слову одного пустынника: «Не дай полученным тобою деньгам переночевать в твоей келье». (Свидетельства духовных чад отца Виталия опубликованы в книге «О жизни схиархимандрита Виталия».)

Подвижник обладал особым свойством видеть души других людей, часто, чтобы не смутить человека, имеющего нераскаянный грех, старец Виталий поступал как блаженный старец Павел Таганрогский: обличал прикровенно, приписывая чужие грехи себе или же ругал за них находящуюся рядом келейницу.

Глинские старцы учили каяться сразу, как только согрешил. Если есть кому сказать – хорошо, а если нет – проси прощения у Бога: «Господи, помилуй мя, падшего». И отец Виталий советовал своим духовным чадам: «Если согрешила, подумала что-нибудь недоброе – сразу исповедуйся перед сестрами. Главное, чтобы восстановить мир». Еще отец Виталий отмечал: «Каждый поступок тянет за собой несколько грехов. Например, осуждение: тут и гордость, из-за которой осудила, и самовозвышение – раз ты осудила человека, ты возвысилась над ним, себя лучше посчитала... Мы должны как можно больше слез проливать о своих грехах. Когда нас кто-нибудь сильно обидит – мы плачем. А надо повернуть эти слезы на свои грехи. И эти же слезы проливать, вспоминая свои грехи. Каждая такая наша слезинка очень дорого стоит».

Духовные чада старца верили, что молитва старца из ада вырвет, он умолял Всевышнего даровать прощение или облегчить участь несчастного.

Из рассказа игумена Н.: ««Меня хранила его молитва. Если бы не отец Виталий, – не знаю, что было бы со мной. Меня «полюбили» в КГБ с самых первых шагов – сначала в семинарии, потом на приходе. Мое-ли посадить в любое время, угрожали. Но приедешь к Батюшке, расскажешь только, и уезжаешь с надеждой, что не даст Бог в обиду по его святым молитвам. И действительно, смотришь – и отстали от меня на время. Другая скорбь придет -опять едешъ. Он меня спасал от всех бед. И только теперь я понял, кем он был для нас. Я готов целовать ту землю, где он ходил...»

Как ни пытался старец Виталий по своему смирению скрыть от людей дар прозорливости, утаить его было невозможно. Сам он не любил, когда говорили о его прозорливости, и если слышал, то отвечал так: «Вот раб Божий Виталий: разве ой прозорливый? Он – прожорливый». И тут же начинал себя и ругать и обличать. Однажды признался: «Думаете, легко быть прозорливым, когда видишь, что человек погибает? И знаешь, как ему помочь, и знаешь, что он эту помощь отвергнет... Тогда сердце такою скорбью исполняется».

Трагические события в Сухуми отец Виталий предсказал за 30 лет. Однажды, проходя по городу, он сказал: «Хочется, чтобы этот дом уцелел, и вот этот. Слышу, как на улицах стреляют, убивают, кровь течет ручьями».

И то, что было в его силах, отец Виталий делал, чтобы спасти людей от смерти духовной и физической. Старец обладал способностью исцелять телесные болезни, многим людям он продлил жизнь своими молитвами.

Из воспоминаний игумена Никиты (Третьякова): ««От отца Виталия все уезжали утешенными и исцеленными. Скажешь ему: Батюшка, вот здесь болит. Уезжаешь – не болит..».

Одна женщина побывав у старца со своей семьей сказала: «Выше той любви, какая есть у него, человек уже не может достигнуть. Если у человека такая любовь, а ведь ему дал ее Бог, то какой же тогда Сам Господь!» Сам схиархимандрит Виталий говорил о любви следующее: «Любовь будет – и стены разойдутся».

Из воспоминаний схиигумении Серафимы: «Зная час своего отшествия, отец Виталий… закончил свои дела, а затем сказал: «Едем на Московский, я приму ванну и потом отслужу Литургию» (по благословению Владыки он мог келейно служить дома). Со всеми простился, но сестры почувствовали, что он уже не вернется домой. Завезли отца Виталия в храм, он обошел его весь, но класть поклоны, по обыкновению, перед иконами уже не мог. Прощался со всеми, очень плакал. В машине сказал: «Я теперь буду всегда с отцами в храме». Никто не уразумел тогда этих слов...

Врачи старались помочь ему, чем могли, но воля Божия была иной. За день до смерти он вдруг рукой подал мне знак, чтобы я раскрыла штору на окне. Я спросила: «Кого видишь?» Он смотрел молча, потом поцеловал свою руку и показал на икону Божией Матери. Я подала образ и он всех им благословил.

Я спросила: «Приходила Матерь Божия?» Он кивнул головой и заплакал».

Вспоминает схимонахиня Елизавета: «Батюшка никого не отпускал от себя без своего благословения. К вечеру я почувствовала, что очень устала и попросила благословить пойти на кухню, поесть. Он благословил одними глазами. Я чувствовала, что оставались считанные часы его жизни, и поэтому попросила: «Отец Виталий, дождись меня». Наскоро перекусив, мы с матушкой Евгенией быстро вернулись. Я снова взяла у него благословение, как мы обычно делали после трапезы. Поцеловала его руку, затем протерла его святой водой. После этого он тихо вздохнул и скончался, исполнив свое последнее «послушание» – дождался меня». Это случилось 1 декабря 1992 года.

Вечером простится с подвижником приехал Святейший Патриарх Илия, он сказал: «Вы не знаете, кого мы потеряли». Поблагодарил всех, кто ухаживал за подвижником и, указав на комнату, где жил схиархимандрит Виталий, молился и умер этот великий старец, сказал: «Идите туда, поклонитесь месту».

Гроб с телом схиархимандрита Виталия поставили в храме Святого благоверного князя Александра Невского.

Народ шел прощаться со своим пастырем в течение нескольких дней. Несмотря на сложившуюся в то время тяжелую военно-политическую обстановку в Грузии, приехали его духовные чада из России, Украины...

Погребения схиархимандрита Виталия состоялось 5 декабря. Чин отпевания при большом стечении верующего народа совершал Патриарх всея Грузии, в сослужении причта Александро-Невского храма, тбилисского клира и священнослужителей, приехавших из России и Украины.

Вспоминает отец Павел Косач: «Патриарх прочел разрешительную молитву и передал ее мне, чтобы вложить в руку отца Виталия. В это время большой палец на его руке отгибается, я вкладываю в ладонь лист с молитвой – и рука закрывается. Сама. Я был так потрясен, что от неожиданности вскрикнул: «Сам взял!» – и лишь позже осознал это как должное – ведь человек этот был не от мира сего».

«Сам взял!» – подтвердил стоявший рядом протоиерей Михаил Диденко. Святейший Патриарх молча утвердительно кивнул головой и продолжал службу. Следует отметить, что за несколько лет до кончины отец Виталий сказал как-то своей духовной дочери схимонахине Ларисе (Вороновой): «За слезы сестер я из гроба протяну руку».

По сей день подвижник помогает всем, кто верит в силу его молитвенного предстательства перед Богом.

Живя в Тбилиси, схиархимандрит Виталий я ежедневно отвечал на письма своих духовных чад. Приведем лишь несколько отрывков из писем старца:

«Что же делать? Как поступать? Всем одно прибежище и отрада: Господь и Матерь Божия... Молись, душа моя, особенно Иисусовою молитвою, которая все приведет в надлежащий порядок. Проси у Господа и Матери Божией умудрить во спасение и научить всему священному... Во грехах будем каяться, исповедываться, сокрушаться, в молитвах пребывать, и себя каждый должен во всем окаявать, что сами виновны, а не кто другой, тогда скоро услышит нас Господь. Авва Макарий говорил: если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди – в нас ослабеет памятование о Боге, если же будем помнить о зле, наносимом демонами – будем безопасны от стрел их. Авва Ор говорил: в каком бы искушении ты ни был, не жалуйся ни на кого, кроме себя, и говори: это случилось со мною по грехам моим. Авва Пимен говорил: если будешь молчалив, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил. Все свои просьбы возложим на волю Божию, и чего не исполнит Господь по нашему желанию и просьбе – будем довольны. Он лучше знает, что нам для спасения полезно…

Итак, возрадуемся и возвеселимся о делах Божиих, превосходяй всяк ум человеческий. Все у Бога и от Бога, Ему слава с Сыном и Святым Духом во веки, аминь.

Пишет старец ученику своему: «За обидчиков молись, они твои друзья, через них тебе Господь дает венцы, а если ропщешь, да еще и сам обижаешь, то лишаешься венцов». Следовательно, избегай любопытства, пересудов и всего лишнего, не относящагося к тебе. Каждый день готовь себя к искушениям, скорбям и всякого рода обидам, клеветам и тому подобному, знай, это к тебе милость Божия идет. За претерпение всего станешь в ряды мучеников и без других подвигов сподобишься Царствия Небеснаго.

Помни главное:

1 . Считай каждый день последним твоей жизни и проводи его в страхе Божием и сокрушении сердечном. Сокращай суету, избегай празднословия. Памятуй о Боге и взывай к Нему с покаянием.

2 . Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей, дел, кляуз и сплетен, проходи мимо: это враг старается разсеять тебя и отвлечь от молитвы.

3 . Знай Бога, храни Его Заповеди, слушай духовнаго отца; от ближних в свою душу принимай только доброе, что согласно с Заповедями Божиими. Старайся себе внимать и никого не осуждать, и не замечать чужих недостатков, – у нас своих много…»

«Если хочешь помолиться о многих предметах... Молись так: «Владыко Господи, Иисусе Христе, настави мя по воле Твоей!» Если же о страстях, то говори: «Исцели меня по воле Твоей». А когда об искушениях, говори: «Ты знаешь полезное мне, помоги моей немощи и даруй мне по воле Твоей избавление от искушений». Или: «Господи! Я в руках Твоих, Ты знаешь полезное мне, наставь меня по воле Твоей, не попусти мне впасть в заблуждение и злоупотребить даром Твоим. Устрой же, Владыко, чтобы сие совершилось в страхе Твоем, ибо Твоя есть слава во веки, аминь»…»

«Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори, Ему слава. Аминь. Надо себя считать неоплатным виновником, принося покаяние. Видишь, Святой Серафим Саровский , чудотворец, стоя на камне, 1000 дней и ночей молился молитвой: «Боже, милостив буди ми, грешному». Святой Ефрем Сирин называл себя мерзостью, а в молитве произносил: «даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Святой Царь и Пророк говорил: «Я червь Израиля». Апостол Павел называл себя извергом. И каждый из святых себя хулил и плакал о гресех. Есть икона Святителя Николая, где изображены на лице полосы-рытвины, которые образовались, когда по щекам его струились слезы.

Святой Великий Антоний молил Бога указать, кому он подобен. И Господь сказал, что он не пришел еще в меру сапожника, живущего в городе. Святой пришел к сему человеку и узнал, что тот так мыслит: «Все люди спасутся, а я один погибну», – и всегда плакал. Старайся всегда читать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Всех считай святыми, никого не осуждай, терпи находящие испытания, за скорби и радости благодари Бога, понуждай себя на делание добра, не унывай, исповедуй грехи Богу, смиряйся, помни Страдания Христовы, имей память смертную, трудись, неся послушания, и тако с Господем будеши. Он да благословит тя, Ему слава. Аминь...»

«Писано есть: Многи скорби праведным и от всех их избавит Господь (). Господь рек: возьми крест и вслед Мене гряди, а без креста и не ходи, Ему слава. Аминь».

«Не смущайся бывающими испытаниями. Господь рек: «Терпением вашим спасайте души ваша» () и «Претерпевый же до конца, спасется» (). Старайся аккуратно молиться утром, вечером и при всяком деле, хотя бы так: «Благослови, Господи». И вместо других мыслей говори: «Господи, помози ми. Господи, защити мя. Господи, научи мя творити волю Твою». – Тако творя, ты будешь беседовать с Богом, что и есть молитва. Другие мысли не принимай, они не Божий…»

Наставления схиархимандрита Виталия

Поминая смерть, суд, ад, мы приходим в Божий страх, а страх как уздой удерживает на пути заповедей Божиих.

Лучше потерпеть боли и очиститься от греха, нежели быть здравым и быть обреченным на муки огня... Если благодати нет, то человек не может сам по себе терпеть.

Молитву творите во всякое время... Творите молитву – она все восполнит.

Как дышишь, не спрашивая, как это делается, так и молитву читай да читай – и получишь спасение. Читайте Иисусову молитву во всякой нужде и печали, тогда приидет по времени искомое.

С людьми, когда они прекословят или порицают, надо молчать да молитву Иисусову творить. Это чудное средство.

Читайте 26, 50, 90 псалмы, и Господь и Матерь Божия подадут Свои милости.

Каждый поступок тянет за собой несколько грехов. Например, осуждение: тут и гордость, из-за которой осудила, и самовозвышение – раз ты осудила человека, ты возвысилась над ним, себя лучше посчитала... Мы должны как можно больше слез проливать о своих грехах. Когда нас кто-нибудь сильно обидит – мы плачем. А надо повернуть эти слезы на свои грехи. И эти же слезы проливать, вспоминая свои грехи. Каждая такая наша слезинка очень дорого стоит.

Благодать – очень нежная: чтобы приобрести ее, надо много трудиться, а потерять очень легко. Она не выносит малейшей неправды, нечистоты или внутренней скрытой обиды.

Старайся аккуратно молиться утром, вечером и при всяком деле, хотя бы так: «Благослови, Господи. Слава Тебе, Господи». И вместо других мыслей говори: «Господи, помози ми. Господи, защити мя. Господи, буди врач души и телу. Господи, научи мя творити волю Твою». Тако творя, ты будешь беседовать с Богом, что и есть молитва. Другие мысли не принимай – они не Божий.

Никогда не должно падать духом, а всегда уповать на помощь Божию и на милость Его.

Знайте, что за послушание Господь подаст терпение, великую милость и спасение.

Смиряйтесь, терпите, любите. будет – и стены разойдутся...

Когда не можешь отстать от осуждения, тогда надо совершать 150 раз «Богородице Дево, радуйся», – и Матерь Божия поможет никого не осуждать.

При злопамятности, когда зло внутри гнездится, тогда скажи себе: «Бог–Любовь, а я не люблю, значит меня Бог отринет!» – И сим помыслом выгонишь злопамятство.

Дом освятите непременно. Где человек живет – там и обитель святая.

Ежедневно кропите квартиру святой водой... Берите икону Божией Матери утром и вечером, и все четыре стороны крестите, читая «Богородице Дево, радуйся». И придет помощь от Господа.

Подробнее о жизни подвижника читайте в книге «О жизни схиархимандрита Виталия.Воспоминания духовных чад.Письма. Поучения».М.: Новоспасский монастырь, 2004.

*Схиархимандрит Серафим (Романцов; 1885–1976 гг.) – глинский старец. В Глинскую пустынь поступил в 1910 г. Проходил различные послушания. Затем был призван в армию, воевал. В 1916 г. был ранен и по выздоровлении снова возвратился в обитель. В 1919 г. был пострижен в монашество с именем Ювеналий. В 1920 г. – рукоположен во иеродиакона. После закрытия в 1922 г. Глинской пустыни поселился в Драндском Успенском монастыре Сухумской епархии. Там в 1926 г. был рукоположен во иеромонаха и пострижен в схиму с именем Серафим. После закрытия Драндского монастыря жил в окрестностях Алма-Аты, работал сторожем на пасеке.

В 1930 г. – арестован и выслан на строительство Беломорканала. С 1934 г. по 1946 г. жил в Киргизии. Образ жизни вел аскетический. По ночам совершал богослужения, исповедовал, причащал, давал спасительные наставления обращавшимся к нему. В 1947 г. вернулся в Глинскую пустынь. В 1948 г. был назначен на должность ее духовника.

В 1960 г. о. Серафим был возведен в сан игумена. После нового закрытия обители он переехал в Сухуми и здесь также продолжал подвиг старческого окормления. В 1975 г. Он был возведен в сан архимандрита.

1 января 1976 года великий старец предал дух свой Богу. Отпевание почившего старца совершил сам митрополит Илия в сослужении множества клириков.

В марте 2009 года схиархимандрит Серафим (Романцов) был причислен к лику святых.

**Митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга) (1896–1985) начинал свой монашеский путь в Глинской пустыни. Поступил в обитель в 1914 году. В 1921 г. был пострижен в монашество с именем Зиновий.

После закрытия Глинской пустыни поступил в Драндский монастырь. Там в 1924 г. епископом Пятигорским Никоном был рукоположен во иеродиакона, а в 1926 г. – во иеромонаха. С 1925 г. по 1930 г. о. Зиновий служил в Сухуми, Затем – в Ростове-на-Дону, где и был арестован. В заключении встретился с о. Серафимом (Романцовым). С 1942 г. по 1945 г. о. Зиновий служил в Тбилиси, в Сионском Успенском соборе, был духовником скита св. Ольги во Мцхета. В 1945 г. был возведен в сан игумена.

В 1950 г. он был назначен настоятелем тбилисского храма во имя св. блгв. князя Александра Невского и возведен в сан архимандрита. А в 1952 г. был назначен членом Святейшего Синода Грузинской Православной Церкви.

За свою подвижническую и богоугодную жизнь о. Зиновий был рукоположен во епископа, а в 1972 г. возведен в сан митрополита Грузинской Церкви.

В конце жизни он принял постриг в схиму с именем Серафим, в честь Преподобного Серафима Саровского).

В марте 2009 г. схимитрополит Серафим (Мажуга) был причислен к лику святых

1. "Все мне даровала Матерь Божия"

Cхиархимандрит Виталий, в миру Виталий Николаевич Сидоренко, был воспитан великими старцами в традициях Глинской пустыни, прошел путь и монастырского послушника, странника-юродивого, монаха-пустынника, многие годы был пастырем многих Христовых овец, вокруг которого спасались многочисленные его духовные чада.
Обилие чудес, происходивших по молитвам отца Виталия – проявление его святой жизни.

Cхиархимандрит Виталий родился в 1928 году, в селе Екатериновка Краснодарского края и был избран Богом еще от чрева матери.
С 14 лет он взял на себя подвиг странничества, подвизался в Таганроге, в только что открывшейся после войны Троице-Сергиевой Лавре.
В 1948 году он пришел в Глинскую пустынь, где возрастал под руководством настоятеля монастыря схиархимандрита Серафима (Амелина, 1874-1958), схиигумена Андроника (Лукаша, 1889-1974) и своего духовного отца иеросхимонаха Серафима (Романцова, 1885-1976) – ныне прославленных в лике преподобных.
Cхиархимандрит Виталий почти 10 лет подвизался в горах Кавказа.
С 1969 году он жил в Тбилиси, при митрополите Зиновии (Мажуге, в схиме Серафиме) – великом старце, ныне также прославленном преподобном Глинской пустыни, настоятеле храма святого благоверного князя Александра Невского.
Жизнь старца Виталия была полна тяжелейшими скорбями и великими духовными утешениями. Безропотное терпение всех скорбей и трудностей, которое истекало от безграничного доверия Господу как своему Отцу, преобразило его настолько, что он стал земным ангелом и небесным человеком.
Крест старчества был возложен на архимандрита Виталия, когда к нему потянулись люди, и он начал открывать для них Православие, наставлять и укреплять в вере. А с принятием священного сана духовничество стало главным делом его жизни. Батюшка опытно знал, что молиться за людей – значит проливать за них кровь. И только благодать Божия помогала ему нести этот непосильный для человека груз.
Он ощущал себя богачом, и главным богатством, которым одарил его Господь, была жертвенная, не имеющая границ Любовь. Она светилась во всех его движениях, в разговоре, во взгляде. Многие, видя его, начинали плакать. Самые черствые сердца смягчались, чувствуя исходящую от него благодать. В его присутствии проходили все скорби, все тяжелое на душе уступало место тишине, покою, блаженной радости. Таково было действие этой Любви.
Среди многих духовных дарований, которыми обладал старец Виталий, особенно выделялась его способность прозрения как будущих, так и свершившихся уже событий.
Старец Виталий ощущал духовную связь с миром Святых. Самым близким по духу отцу Виталию был великий светильник земли Русской – преподобный Серафим Саровский, наставлениям которого он следовал со времени своего поступления в монастырь.

Земной путь старца схиархимандрита Виталия закончился на 65-м году жизни. Ему был открыт час его кончины.
Перед этим он был восхищен на Небо в сопровождении апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Накануне перед отшествием к отцу Виталию приходила Сама Божия Матерь.
У отца Виталия были удалены 2/3 желудка, он жил на одной почке. Он был очень слаб, хлеба не ел уже шесть месяцев. За 9 дней у него парализовало правую сторону тела. Все это время у него было заметно ощущение внутренней радости. Он постоянно молился, четки из руки не выпускал.
1 декабря 1992 года в 18 часов 45 минут (в 17:45 по "зимнему" времени, установленному сейчас) почил о Господе великий Глинский старец схиархимандрит Виталий.
Гроб с телом схиархимандрита Виталия поставили в храме святого благоверного князя Александра Невского, в котором батюшка служил 20 лет. Здесь, в приделе святителя Николая Чудотворца, покоился его духовный отец и друг – любимый им владыка Зиновий.
Народ шел прощаться со своим пастырем в течение нескольких дней. Несмотря на сложившуюся в то время тяжелую военно-политическую обстановку в Грузии, приехали его духовные чада из России, Украины... Многие добирались чудом, своими слезами и молитвами старца прокладывая дорогу.
Рядом с ним не было ощущения смерти. Каждый, кто отдавал Батюшке свое последнее целование, отмечал, что тело его оставалось совсем теплым, а мягкая рука приобрела цвет восковой свечи. Он сам уже был подобен жертвенной церковной свече, продолжавшей тихо и ровно гореть постоянной молитвой к Богу.
Погребение схиархимандрита Виталия совершилось 5 декабря, накануне дня празднования благоверного великого князя Александра Невского и ознаменовалось чудом, подобным чуду при погребении благоверного князя, когда схиархимандрит Виталий во гробе сам взял разрешительную молитву, вкладываемую в его руку.
Чин отпевания при большом стечении верующего народа совершал Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, в сослужении причта Александро-Невского храма, тбилисского клира и священнослужителей, приехавших из России и Украины, среди которых были настоятель нашего храма иеромонах Амфилохий (Желябовский) и митрофорный протоиерей Владимир Шульга, настоятель храма пророка Божия Илии города Сумы.
Погребен схиархимандрит Виталий против алтаря Александро-Невского храма, внутри церковной ограды. Многочисленны свидетельства чудесной помощи отца Виталия и после его отшествия.

Щедростью духовных чад нам открыты письма и наставления отца Виталия, изданные в 2002 году к 10-летию его кончины.
Отец Виталий часто заканчивал письма словами: "Спасайтесь, не унывайте, простите".
Призывал постоянно молиться.
Учил исповедываться - "ЗОЛОТО БЛЕСТИТ, КОГДА ЕГО ЧИСТИШЬ".
Наставлял: "Берите икону Божией Матери утром и вечером, и все четыре стороны крестите, читая «Богородице Дево, радуйся». И придет помощь от Господа".

Особенно нам дороги слова отца Виталия:

"Все мне даровала Матерь Божия".

Из книги "О жизни схиархимандрита Виталия :
Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения". –
М.: Новоспасский монастырь, 2002.
http://pravoslavie.ws/

2. МЫ ПРИОБЩАЛИСЬ БЛАГОДАТИ...

Настоятель нашего храма иеромонах Амфилохий (Желябовский, в те годы иерей Анатолий) с матушкой Ольгой и митрофорный протоиерей (тогда иерей) Владимир Шульга с матушкой были духовными чадами схиархимандрита Виталия. У отца Виталия они познакомились и стали духовной родней.

Рассказывает протоиерей Владимир Шульга ,
настоятель Пророко-Ильинской церкви г. Сумы (Украина),
фото батюшки на Литургии во Владимирской церкви Твери,
11.11.2012.

В 1992 году, когда батюшка Виталий скончался, мать Мария (в схиме Серафима – келейница отца Виталия) писала духовным чадам такие телеграммы: «Умер папа. Приезжайте. Мама». Матушка Ольга была больна – простужена. Температура выше 38 градусов. Куда это до Тбилиси ехать? И батюшка Анатолий ей говорит: «Никуда не поедешь». Оставил матушку Ольгу дома, а сам поехал машиной до Таганрога, а там поездом до Тбилиси.
Так получилось, что после первой телеграммы приходит другая. И матушка Ольга так это поняла: «Отец Виталий меня зовет. Какая б я ни была, поеду». И она собралась. Созвонились духовные чада и еще партия поехала в Тбилиси. Они не успели немножко на похороны, но на могилку уже пришли. Но была запись – показывали им.

Тогда время такое было (конфликт с Абхазией), что не могли билетов достать. Пошли – нет билетов. Все переживали, и батюшки Виталия нету – скончался. И вот ночью матушка Ольга видит, как отец Виталий входит в свою келью в мантии митрополичьей, помолился во святом углу (там икона Иверская и Пустынно-Глинская Рождества Божией Матери всегда были) и всех благословил. Я рассказал это игумении Вере из Свято-Троицкого Густынского монастыря [Черниговской епархии], она в ответ: «Да и я ж видела».
То есть два человека видели это – игумения Вера, лицо духовное, и матушка Ольга. Как на Покров Божией Матери два человека видели явление Божией Матери – Андрей Христа ради юродивый с Епифанием, они и поведали всем, что Божья Матерь распростерла над народом свой омофор. Так и вот здесь: они двое увидели и рассказали. Мать Вера утром кричит: «Есть билеты. Сейчас достала». Так батюшка показал, что он печется и по своем преставлении за своих духовных чад.

Отец Виталий претерпевал в жизни всякие невзгоды, странствовал, не вкушал пищу и прочее. Он рассказывал, что в Глинской обители был очень брезгливым, не мог есть, когда кот-то поел или когда кто-то прикоснулся. Он говорил: «За мою брезгливость старцы благословили, чтобы я питался там, где отходы выбрасывали. Шел и вот ел там. А когда среда или пятница, я ничего не ел, потому что туда выливали воду, какою мыли чашки из-под молока – так сказать, скоромную пищу. И меня так приучили, что я, – я его слова передаю, – могу и сопли есть, плесень всякую, нечистоты. И вам, – говорил, – нельзя брезговать пищей, что подают, то должны есть».
Отец Виталий говорил, что нельзя говорить о пище: то кислое, то соленое, то это сладкое. Особенно, когда бываем в гостях или на какой трапезе. Другое дело в семье, где знают, у кого какие болезни, например, сахар нельзя или еще что.
Рассказывали, когда кто с ним бывал и болезнями всякими болел и отказывался есть: «Да мне нельзя то есть, то», отвечал: «Кушайте, кушайте». Люди исцелялись прямо там на глазах у других. И когда мы приезжали, не было вилок, ножей, а ложечки и одна миска общая. Еще в древности было так: с одной миски ели. «И это, – говорил батюшка, – благодать, потому что есть люди духовные или святые, и тот человек, который общается с этими людьми и вкушает вместе пищу, приобщается той благодати».

Когда мы приезжали к нему, то падал в ноги, на колени – просил благословения. Смотрю, моя матушка благословляет схиархимандрита Виталия! (Смеется). А потом он ее благословляет. Не уходил, пока не благословит. И он говорил, что в древности друг друга благословляли, получалось, что муж жену, жена мужа благословляли, а дети должны благословение брать у родителей всегда. Так поучал.
В житии преподобной Марии Египетской, которое читается Великим постом, мы услышим, как авва Зосима просил пустынницу: «Благослови, мать». А преподобная Мария его благословения просила: «Нет, ты благослови, ты имеешь право, ты много служб простоял». Авва Зосима: «Нет, ты благослови. Ты Богу угодила». И она благословила старца: «Бог Отец и все святые...». Она – бывшая блудница, а он – авва, и не благословляет ее, он видит, что перед ним она как Ангел.

Вот отец Анатолий и матушка Ольга впитывали наставления, которые давали преподобный Серафим (Мажуга), схимитрополит и отец Виталий, которые наставляли и всегда благословляли… Тогда не было мобильных телефонов, чтобы в любое время наставление получить. А раньше и дозвониться было не так просто. Люди ехали к батюшке и с ними передавали письма, а он с ними же и наставление свое давал.

21 августа 2010 года было совершено прославление трех преподобных в Глинской пустыни: преподобного схимитрополита Серафима (он же митрополит Зиновий, Мажуга фамилия его, который в Глухове родился – в дореволюционном Глинске), а также преподобного Серафима (Романцова), схиархимандрита и преподобного Андроника (Лукаш фамилия ему), схиархимандрита.
До этого было прославлено 14 преподобных Глинской пустыни вместе с игуменом Филаретом, теперь всего прославлено 17 преподобных Глинских.
21 августа и мы были на прославлении, и батюшка Анатолий с матушкой Ольгой, и отец Амвросий были, и много архиереев. Молились Глинским старцам.

Записано в трапезной
Владимирской церкви Твери 6.11.2010.
Публикуется впервые 12.12.2012.

3. ВИДЕО о схиархимандрите ВИТАЛИИ

О схиархимандрите
Виталии (Сидоренко)
ноябрь 2012

Продолжительность 8:05

1 декабря 2012 г. исполняется 20 лет со дня блаженной кончины известного подвижника, старца схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Схиархимандрит Виталий имеет непосредственное отношение к Вознесенскому храму, в 70-е годы он несколько раз приезжал в Бурдино, оказывал помощь в восстановлении храма.
Приход Вознесенского храма предлагает сюжет Липецкой епархиальной телестудии об отце Виталии, снятый в селе Бурдино.

Первого декабря 2014 года исполнилось двадцать два года со дня кончины схиархимандрита Виталия

Как святой блаженный Старец Павел Таганрогский был для таганрогской паствы любвеобильным отцом и опытным духовным наставником в XIX веке, так в тяжелые безбожные годы XX века Господь послал Таганрогу достойного преемника этого праведного старца. Схиархимандрит Виталий родился в России XX века, в трагическое время гонений на Православную веру, подобное первым векам христианства. Но никогда и ни перед чем он не отступал, не предавал заложенного в нем с детства Божественного дара веры и любви.

Виталий Николаевич Сидоренко родился в 1928 году, в селе Екатериновка Краснодарского края в бедной крестьянской семье Николая и Александры Сидоренко. Когда мать носила его под сердцем, она молилась: «Господи, дай мне такое дитя, чтобы оно было угодно Тебе и людям». И увидела во сне два ярких солнца. Она удивилась: «Откуда два солнца?» Ей ответил голос: «Одно солнце в - твоем чреве».
Младенца крестили, когда ему было восемь дней от роду. Во время таинства он все время улыбался, а в купели встал на ножки.

На сороковой день, по благочестивому обычаю, Александра понесла своего сына в церковь. Священник занес младенца в алтарь и, почувствовав особую благодать, исходившую от него, положил новокрещенного у Престола Божия на горнем месте. Из алтаря он вынес младенца со словами: «Это дитя будет великим человеком!»

Дома мать неоднократно слышала чудное ангельское пение над колыбелью мальчика. По многим признакам видно было, что этот необыкновенный ребенок родился в святости и избран Богом еще от чрева матери. За это и восстал на него враг рода человеческого с самого раннего детства, действуя через самых близких людей. Родные отца - сестры и бабушка - ненавидели ребенка и желали его смерти. Они не отпускали мать с поля покормить младенца - в течение целого дня мальчик мог пролежать голодным, мокрым. При этом он никогда не плакал, вызывая еще пущую злобу свекрови и невесток.
В пятилетием возрасте Виталий начал поститься: мяса не вкушал совсем, а в среду и пятницу отказывался от молочной пищи. При этом рос здоровым и резвым ребенком. В дальнейшем он также проявлял относительно поста большую ревность..

В те юные годы Виталий уже начал свой молитвенный подвиг. У него были свои уединенные места, где он любил молиться. Летом - кукурузное поле или заросли камыша на реке, где заедали комары, а бывало, спрячется в лодке и забудет, что надо идти домой, и матери приходилось его искать.
Виталий всегда тянулся душой к верующим людям, туда, где можно было услышать о Боге. Особенно же любил он церковные Богослужения и не пропускал ни одной службы в сельском храме. Впоследствии Батюшка рассказывал своей духовой дочери, как он работал в колхозе и возил зерно от комбайна на ток, но едва заслышав церковный звон, выпрягал лошадей и бежал в храм. Однажды кто-то перевернул фурманку - и зерно рассыпалось, когда же он вернулся после службы, то зерно чудесным образом оказалось на месте собранным, будто его никто не трогал.

Односельчане любили Виталия. С детства он отличался рассудительностью, особой отзывчивостью и всем всегда стремился помогать, чем мог. Стали замечать за ним некоторые необыкновенные свойства. Однажды, в Великую Пятницу, собрались колхозники засеять поле. Виталий стал их останавливать: «Сегодня нельзя работать, у вас все поломается». И действительно, только один раз объехали поле, как сеялка и бороны вышли из строя. «Что за хлопец такой?» - удивлялись люди.

Как-то в селе Екатериновка произошел случай, о котором рассказывали многие. Тракторист решил напрямки проехать через заброшенную усадьбу и, не заметив в высокой траве колодца, угодил прямо в него. Машина крепко увязла. Послали было за краном, но верующие женщины посоветовали позвать Витальку. Все недоумевали, чем может помочь хрупкий мальчуган. Виталий же трижды обошел вокруг трактора, перекрестил и, улыбаясь, сказал трактористу: «Тяни, сейчас вылезет!» Тракторист с недоверием, нехотя пошел к машине. Завел, чуть тронул, и трактор легко, как по маслу, вышел из ямы.

Разговаривая как-то с одной женщиной - баптисткой, которая не признавала икон и называла их обыкновенными досками, Виталий уверял, что Господь может явить Свою любовь и к ней, заблуждающейся, если она будет иметь веру. Тогда она сказала, что уверует, если только увидит чудо. Виталий стал молиться вместе с ней перед образом Божией Матери - и икона вдруг засияла необыкновенным светом. Так по его детским молитвам баптистка уверовала в истину Православия.
Среди учеников и учителей своей школы Виталий без боязни продолжал свидетельствовать о Боге, искренне желая, чтобы все были просвещены светом Христовой веры. Молчать или тем более лукавить, скрывая свои убеждения, он не мог. Терпение учителей лопнуло, и в 7-м классе его выгнали из школы. Так для Виталия Сидоренко закончилось детство.

С 14 лет он взял на себя подвиг странничества. И уже тогда испытал на себе, что значит встреча с блюстителями порядка. Его положение странника сильно осложнялось тем, что Виталий сознательно отказался иметь какие-либо документы, в 16 лет порвав свой паспорт, что означало сознательное принятие скорбей.

В 16 лет он подвизался в Таганроге, где в то время жил слепой старец отец Алексий, пострадавший от немцев во время войны. Не видя очами телесными, он получил от Бога дар видения духовного, и многое для него было открыто. Виталию старец сказал: «Выбирай - или служить в армии, но потом уже таким не будешь, или странничать». Он благословил Виталия на монашеский подвиг и впоследствии говорил: «Я щенок против отца Виталия».

В 1948 году Виталий Сидоренко стал послушником Глинской пустыни, расположенной в глухих лесах Курской епархии, известной своими старцами. Его духовным отцом стал отец Серафим Романцов. (1885-1976 гг.)

Желание молодого послушника пребывать с Господом всегда, ежечасно, побуждало его на особые подвиги. Стремясь к уединенной молитве, однажды зимой он пошел на речку, встал на колени и стал молиться. При сильном морозе ноги его примерзли ко льду. В это время схиигумену Андронику, наставнику отца Виталия, было откровение. Он увидел Матерь Божию, которая произнесла: «Спасай чадо мое!» Стали искать брата Виталия, побежали на реку и увидели, что он не может встать. Пришлось вырубать лед.

Там, в монастыре, отец Виталий выбрал путь смирения, часто граничащий с юродством. И в эти же годы, за усердное служение братии, Господь вознаградил его, даровав отцу Виталию благодать сердечной, непрестанной Иисусовой молитвы, которую многие ищут годами подвигов.

Уже те годы люди стали тянуться к молодому монаху, приходя к нему со своими вопросами, сомнениями, делились бедами. Власти, проводившие антицерковную политику, особенно следили за теми священниками и монахами, к которым тянулся народ за словом утешения и духовной поддержкой. Брат Виталий, не имевший даже прописки и живший в монастыре нелегально, был объектом особого интереса со стороны местных властей, и за ним охотились. В конце 50-х годов контроль со стороны властей ужесточился. В Глинскую пустынь стали все чаще наведываться проверяющие. Братии было запрещено кормить паломников и оставлять их на ночлег. Брату Виталию стало опасно находиться в монастыре, и он уезжает в Таганрог.

Таганрог был знаком отцу Виталию еще с юности. В 16-летнем возрасте он впервые прибыл сюда и с тех пор неоднократно приезжал в этот город и бывал тут подолгу.

Здесь он особенно любил посещать городское кладбище, где покоился старец Павел, в то время еще не прославленный в лике святых. Виталий проводил в молитве на могиле старца Павла многие дни и ночи. Молился он у могил и других неведомых миру праведников. Но особенное духовное родство соединяло Виталия именно с этим блаженным старцем. Юный Виталий мог повторить слова таганрогского святого: «Все мое желание от юности было - молиться Богу, а намерение - идти по святым местам».
В Таганроге на него сразу обратили внимание прихожане храма, в который любил ходить отец Виталий. Как говорила о нем одна из таких прихожанок: «Была я и в Киеве, Почаеве, видела и монахов, и подвижников, и старцев, но такого, как сейчас появился в нашей церкви, не видела. Какой-то он особенный, становится в укромное местечко в храме, чтобы его меньше видели, и благоговейно молится с земными поклонами».

Со временем к Виталию, смиренному и убогому с виду монастырскому послушнику потянулось множество таганрожцев, изголодавшихся по духовной пище. Постоянного жилья в городе он не имел, останавливался в самых разных домах - куда приглашали. И везде собирались люди. Обычно ночь проходила в молитве: спать ложились в часа три. А утром, кто работал, уходили на службу, оставшиеся же дома выполняли разные послушания. Без дела никто не сидел, даже во время отдыха сестры занимались плетением четок. Когда все собирались на трапезу, читали вслух жития святых, как это принято в монастырях. Так вокруг брата Виталия стали собираться его будущие духовные чада.

Особенно сплотили паству паломничества по святым местам. Как когда-то таганрогский старец Павел, брат Виталий исходил многие версты российских дорог, чтобы потрудиться во славу Божию для украшения православных храмов. В этих паломничествах его сопровождали в большинстве своем простые верующие женщины, сестры во Христе, о которых отец Виталий говорил, что их даровала ему Сама Матерь Божия.

В те годы отец Виталий вместе с сестрами стал ездить в село Петровка, под Ростовом. Нам хорошо известен этот живоносный источник Пресвятой Богородицы. Множество людей приезжает сюда и получает исцеление, омывшись в водах этого чудесного источника. А в конце 50-х годов это место было заброшено и замусорено.

Попросили разрешения у местного начальства расчистить криничку, отслужили молебен и приступили к работе. Приходилось выгребать большие камни, сучья, доски. Отец Виталий сам спускался на канате в глубину колодца и чистил его.

И вот заблестела вода. Оказалось, что по подземному руслу святой источник брал начало под алтарем расположенного неподалеку храма. После очистки источник оградили срубом, посадили цветы. Но наутро криничка высохла. Все решили, что это произошло из-за того, что многие потщеславились, возгордились понесенными трудами. И лишь после сугубой молитвы брата Виталия вода пошла снова.
И с того времени опять стали приезжать люди к живоносному источнику Божией Матери и получать помощь и исцеления от этого чудесного источника.

Особую благодатную силу этих мест по молитвам брата Виталия чувствовали духовно больные, одержимые нечистым духом. Вот что рассказывала одна духовная дочь отца Виталия, которая тоже ездила с отцом Виталием на святой источник: «С нами была духовно болящая Анна. В алтарь храма, который стоит рядом с источником, во время войны попал снаряд и разбил мраморный престол. Осколки престола были вынесены во двор храма. И вот эта Анна случайно прикоснулась к ним, да как закричит: “Ой, огонь!” - и сделалась как мертвая. Позже, по молитвам отца Виталия, она получила исцеление».
Во время странствий отцу Виталию со спутниками часто приходилось встречаться с милицией. В те времена на группу из нескольких странников смотрели как на шайку преступников. Но батюшка как мог оберегал своих спутников от блюстителей «порядка».

Однажды мотоцикл с вооруженными милиционерами остановился прямо перед отцом Виталием, когда он шел с людьми. Стали требовать документы. Но он так ласково к ним обратился, что милиционеры были крайне изумлены. Отец Виталий поклонился, поцеловал их в плечи со словами: «Вы наши ангелы-хранители, наши защитники». Вся их злоба растаяла, и они, попросив его помолиться, уехали. Только спустя некоторое время он сказал: «А ведь они специально за мной ехали».

Однажды в Таганроге, в милиции, отец Виталий был избит так, что его отвезли в морг. Врач осмотрел привезенного - пульс не прослушивался. Нянечка, верующая женщина, узнала его и стала плакать. В 12 часов ночи она вдруг услышала, как брат Виталий запел: «Христос воскресе из мертвых». Она побежала к врачу: «Он живой!» Врач сказал, что этого не может быть. Пришли в морг. А Виталий сидит среди мертвецов и поет пасхальный канон. Тогда его на неделю оставили в больнице, чтобы подлечить.
Но эти побои не прошли бесследно для здоровья отца Виталия. У него была раздроблена вверху кость бедра, и ее осколки потом выходили долгие годы, в этом месте образовалась страшная рана, которая доставляла ему мучительные боли до конца жизни. Но никогда не подавал он виду и выполнял любые послушания.

В Таганроге в 1954 году его устроили в больницу. Врачи поставили диагноз - туберкулез в последней стадии. Начался распад легких. В больнице брат Виталий служил каждому, кому чем мог. Свою пищу отдавал одиноким больным, перед тяжело больными по ночам вставал на колени и молился. Нескольким людям, которые попали в больницу после попытки самоубийства из-за бедственного материального положения, дал деньги, и они вышли утешенными. Отец Виталий явил собой пример евангельского служения ближним. И Господь сотворил чудо - брат Виталий выжил.

Где бы ни странствовал отец Виталий, он всегда возвращался в Глинскую пустынь к отцу Серафиму, руководства которого строго держался. Когда усилились слухи о закрытии Глинской пустыни, отец Серафим поехал на Кавказ. Но монастыри были разорены и здесь. Однако часть монахов тайно проживала в труднодоступных местах Кавказских гор, хотя это было далеко не безопасно.
Но в период хрущевских гонений на Церковь, когда было закрыто большинство монастырей, путь уединенного пустынножительства стал единственным способом сохранить иноческий строй жизни. Вернувшись в Глинскую пустынь, отец Серафим решает направить на Кавказ брата Виталия. Ночью два старца - отец Серафим и отец Андроник - постригли его в рясофорного инока, и Виталий отправился в Сухуми, а оттуда в горную местность - Барганы. Это было в 1958 году.

Как вспоминает митрополит Никон (Васин): «Батюшка много рассказывал о том периоде, когда он подвизался в Кавказских горах. Он очень сильно болел легкими, поэтому через горные ручьи его всегда на себе переносили отцы. Спал он на скамеечке, а она была такая узенькая, что, говорит, ночью чуть пошевелишься, - и сразу летишь на пол. Вместо подушечки под голову он клал полено».
Однажды заболел один из пустынников, отец Исаакий. «Но никто не осмелился предложить парализованному старцу свою помощь, понимая, что этот крест превышает силы любого жителя пустыни. И только один отец Виталий решил взять этот крест на себя. Он с терпением и любовью ухаживал за старцем в течение многих месяцев. Удивительно, что отец Исаакий не испытывал к своему благодетелю особой благодарности. Он даже не знал, как его зовут, и за глаза называл по-своему: «блаженненький».
А больной туберкулезом отец Виталий впоследствии без всякого лечения исцелился в почти невыносимых условиях пустыни от своей долголетней болезни: обе каверны в легких зарубцевались. Над ним сбылось изречение святых Отцов: «Кто себя не жалеет - того Бог жалеет…».

Таганрогская паства ездила к отцу Виталию и на Кавказ. Встречаться они могли с ним на Амткельском озере, в ближайшей к селениям пустыньке, где жили «приозерные» монахини. Они приезжали специально, чтобы побеседовать с отцом Виталием.

Чтобы встретиться с приехавшими, отцу Виталию приходилось спускаться с крутых гор, пересеченных быстрыми потоками вод, что было непросто. Господь настолько укрепил его телесные силы, что он мог уже без посторонней помощи ходить по реке и горам через дебри, причем с тяжелой ношей, к великому удивлению всех знавших его прежде.

Во время проживания в пустыни отец Виталий был пострижен в мантию с наречением ему имени Венедикт. Лишь в момент пострига братии открылось, что он был рясофорным иноком. Все думали, что он еще послушник. А в середине 60-х годов он тайно принял схиму с именем Виталий.
В 1969 году брат Виталий прибыл в Тбилиси. Он пришел как был, в старых обносках, прямо в русский храм Святого благоверного князя Александра Невского, при котором жил тогда владыка Зиновий. Все тряпье Владыка Зиновий благословил сжечь и одеть в чистое. Когда с него снимали залатанный подрясник, то обнаружили вросшие в тело вериги. Снять их с себя отец Виталий долго не соглашался и сделал это лишь под страхом отлучения от Святого Причастия. Позднее взамен железных вериг он понес тяжкий крест пастырского служения, с любовью и состраданием помогая людям переносить жизненные скорби и испытания.

2 января 1976 года его рукоположили в иеродьякона, а через несколько дней в иеромонаха.
В Тбилиси отцу Виталию, не имевшему никаких документов и хотя бы временной прописки, пришлось нелегко. Пять лет он прожил тайно в грузинских семьях, в «закрытии» от людей и властей, появляясь только иногда в храме Александра Невского на богослужении. В 70-е годы в России и Грузии число действующих монастырей исчислялось единицами, а в домике, где жил отец Виталий, совершались тайные постриги и восполнялось число монашествующих. Надо сказать, что в период советских гонений на церковь существовала практика тайного пострига. Причем внешне эти люди ничем не отличались от остальных, а об их подвиге никто не знал кроме духовника и самых близких.
Много тайных монахинь было из Таганрога, некоторые из них и сейчас живут в нашем городе. Таганрогские духовные чада часто приезжали к своему пастырю в Грузию. Вот что рассказывала одна из них, раба Божья Таисия:

Я много работала и к ночи уставала. И вот стану Богу молиться, и нападет на меня сон, и усну на секунду во время молитвы. Вздрогну, ухвачусь за молитву и думаю, как поеду к отцу Виталию, расскажу, что это за моление. Приехала к батюшке. А у него всегда много людей и все хотят спросить свое, перебивают. Я решила подождать, когда другие поговорят, но вот уже поздняя ночь, отцу Виталию пора уходить. «Ну, думаю, и не спросила». А он поворачивается до меня и говорит: «Вы знаете, мать Таисия, я вот как устану (он все на себя брал, когда обличал вас), и стану Богу молиться, а уже 12 ночи, я молюсь, молюсь, а меня сон одолеет, я и упущу молитву на мгновение, и тут и ухвачусь, а молитвы нет, и сгорела. Надо молиться заново. И я начинаю бодрствовать и заново молиться. И тогда только Господь услышит мою молитву». А я говорю: «Отец Виталий, это я так, это вы меня так обличили!»

Вот что рассказала нам об отце Виталии еще одна его духовная дочь из Таганрога:
- Мы с моей мамой приезжали к батюшке в Грузию. Когда мы ехали к нему, то везли гостинцы. А он все раздаривал, людей кормил обедами. Он был моим духовным отцом, всегда мне помогал своими молитвами. Я поступила в медицинский институт только по его молитвам, и когда училась в институте, перед каждой сессией писала ему письма, он молился, и я сдавала успешно экзамены, училась без троек на повышенную стипендию.

В 78 году, когда мне было 25 лет, необходимо было ложиться на операцию. Я поехала к отцу Виталию, и он сказал: «Сходи, возьми благословение у епископа Зиновия». Я поехала к отцу Зиновию, и он подарил мне золотой крестик, просфоры и пояс «живый в помощи Вышняго». Опять вернулась к отцу Виталию. Он благословил ехать домой. Когда приехала домой в Таганрог, мне не нужна была уже никакая операция.
Нашла себе мужа тоже по молитвам батюшки. Долгое время у нас не было детей, и опять поехали к отцу Виталию. Помоги, отец Виталий. И родился у нас сын.

Один раз мы приехали к нему, когда батюшка жил в Тбилиси на коммунальной квартире. Все поужинали, надо было помыть посуду. Я принесла всю посуду на кухню, сложила в раковину, а соседка и говорит, что в доме ремонтируют водопровод, и воды нет, так как трубы отрезаны. Пришел на кухню отец Виталий. Я говорю: «Ну что, отец Виталий, наверно, надо греть воду на плитке». А он и отвечает: «А ты краник-то покрути». Я открыла кран, и оттуда полилась вода. Вымыла всю посуду, и вода перестала течь. Мне никто не поверил, что я помыла посуду из крана, потому что воды не могло быть, трубы были отрезаны.
Один таганрогский иерей вспоминал об отце Виталии:
- Когда мне надо было поступать в Ставропольскую семинарию, я написал отцу Виталию письмо, с просьбой о благословении. Отец Виталий указал в своем письме то, что надо учить, хотя программа была намного обширнее. И на экзамене меня спросили именно то, что указал отец Виталий. И как дополнительный вопрос спросили меня именно ту молитву, которую очень хорошо знал. Меня даже не дослушали и поставили пятерку. Хотя в этом году было трудно поступить, это был первый год, когда в семинарии ввели платное отделения, а мне денег взять было неоткуда, я благополучно поступил по молитвам батюшки».

Другая духовная дочь отца Виталия рассказывала, что когда она была у отца Виталия, он обратился к ней: «Валя, завтра разбудишь меня как всегда, в пять утра».
На что она ответила: «Как же я Вас разбужу, батюшка, когда вы спите в другом доме, да и раньше я Вас никогда не будила».
- А ты когда утром встаешь на молитву, ты же ко мне обращаешься: «Благослови, отец Виталий».
Монахиня В. из Таганрога поделилась такими воспоминаниями:
- Перед смертью отец Виталий всем своим духовным чадам прислал иконки и письма. А я до этого видела у одной его духовной дочери иконку, которую ей когда-то подарил батюшка, и мечтала, чтобы и мне отец Виталий когда-нибудь подарил такую же. И вот в своем прощальном письме батюшка прислал мне такую иконку, о которой я мечтала.

Отец Виталий умер на 65-м году жизни 1 декабря 1992 года. Как сказала одна из духовных дочерей старца, «отец Виталий очень много пережил за всех нас и потому так рано умер».
Гроб с телом схиархимандрита Виталия поставили в тбилисском храме Святого благоверного князя Александра Невского, в котором батюшка служил двадцать лет. Народ шел прощаться со своим пастырем в течение нескольких дней. Несмотря на сложившуюся в то время тяжелую военно-политическую обстановку в Грузии, приехали его духовные чада из России и Украины. Приехали попрощаться со своим духовным отцом и из Таганрога.

В день погребения схиархимандрита Виталия, которое состоялось 5 декабря, совершилось еще одно чудо. Чин отпевания при большом стечении народа совершал Святейший и Блаженнейший Католикос - Патриарх всея Грузии Илия II, в сослужении причта Александро-Невского храма, тбилисского клира и священнослужителей, приехавших из России и Украины.
Вспоминает монахиня А. из Таганрога:

Когда отца Виталия хоронили, мы стояли недалеко от гроба. Святейший Илия прочитал разрешительную молитву и говорит: «Отец Павел, идите, вручите проходную. Отец Павел подошел, и в это время большой палец на руке отца Виталия отгибается, и отец Павел вкладывает ему в ладонь лист с молитвой. Отец Павел громко закричал: «Он сам взял!» Это видели все, кто стоял рядом. И даже сохранилась видеозапись этого чуда.
За несколько лет до кончины отец Виталий сказал как-то своей духовной дочери схимонахине Ларисе (Вороновой): «За слезы сестер я из гроба протяну руку». Матушка Лариса эти слова запомнила и передала их сестрам, но тогда никто не предал им значения. Это чудесное событие и стало тем утешением, которое Господь ниспослал всем оплакивающим старца. Не случайно и то, что произошло это в храме благоверного князя Александра Невского, в канун празднования преставления этого русского святого, которого особенно почитал отец Виталий. Ведь и кончина великого князя была ознаменована подобным чудесным явлением.

При жизни Батюшка нередко говорил: «Когда я умру, приходите ко мне на могилку, и рассказывайте все, как живете, и я помогу». И после своей смерти его не иссякают чудеса благодатной помощи нуждающимся.

Так, один священник попал в весьма бедственное положение. «В таком состоянии он пришел однажды в храм, где в пономарке на стене висела фотография батюшки. Взирая на нее, священник в отчаянии воззвал: «Батюшка Виталий, помоги!» К своему величайшему удивлению и радости, страдалец вдруг увидел, что лик на бумажной фотографии ожил. Батюшка кивнул головой и сказал: «Помогу!» Обещание это исполнилось: дела священника резко начали поправляться».
Другой таганрогский священник рассказывал, что когда он еще учился в семинарии, в алтаре была частица ткани, на которой скончался отец Виталий. И духовно болящие чувствовали это. Они боялись подойти к алтарю и кричали, что там Виталий.

В Таганроге осталось много духовных чад отца Виталия. Однажды, проезжая на поезде через Таганрог, отец Виталий показал монахине Марии множество горящих свечей над городом: «Сестра, смотри, горит город и столбы к небу!» Так, незримо для очей плотских, «горел» Таганрог молитвами духовных чад отца Виталия. Свет этих молитв не гаснет и сейчас.