Древние обычаи и обряды

Одежда, мода . Как узнать, что носили люди сотни тысяч лет назад? Ведь за это время не сохранится не только одежда, но и само тело. В 1964 году на стоянке Сунгирь (около Владимира) был найден скелет человека, похороненного более 20 тысяч лет назад. Редкая находка. По миллиметру кисточкой наша группа расчищала останки человека и обнаружила странные «колечки» на его груди, напоминавшие панцирь. Когда, неосторожно задетое кисточкой, одно из колечек отлетело, оно оказалось бусинкой. Тысячи таких бусинок, каждая из которых была вырезана каменным ножом из бивня мамонта, сплошь покрывали одежду на груди и штаны.

Более трех тысяч мелких бусин окаймляли туловище, на руках и ногах были браслеты из костей мамонта. Выяснилось, что это не панцирь, а украшение одежды, похожей на меховой комбинезон.

Такая одежда иногда изображалась на рисунках и статуэтках. Например, на стоянках Мальта и Буреть у очагов и в жилищах древнекаменного века найдены любопытные фигурки женщин в меховой одежде. У некоторых из них открыто только лицо, а все остальное затянуто в своеобразный комбинезон, сшитый мехом наружу. Он обозначен полукруглыми ямками и насечками, расположенными в определенном ритмическом порядке. От выпуклого лица мех резко отделен глубокими узкими желобками, образующими валик - густую пушистую кайму капора. Широкий и плоский капюшон заостряется кверху.

Очень похожую одежду до сих пор носят арктические охотники на морского зверя и оленеводы тундры. 25 тысяч лет назад берега Байкала тоже занимала тундра, и без таких «нарядов» здесь было не выжить. Зимой холодные, пронзительные ветры степей и тундр, простиравшихся от Ледовитого океана до Атлантики, заставляли палеолитических людей, как и современных жителей Арктики, закутываться в одежду из меха. Она не стесняет движений и отлично сохраняет тепло во время снегопада, ветра, бури и метели. Статуэтки рассказывают нам не только о «моде» людей древнекаменного века, но и о тех суровых климатических условиях, в которых им приходилось жить. Ведь тогда ледник покрывал всю Европу, а на том месте, где находится Москва, лежал трехкилометровый слой льда.

Обряды . Около 100 тысяч лет назад, в эпоху, которую археологи называют мустье, люди стали сопровождать похороны умерших особыми обрядами. Опасаясь, чтобы покойник не вернулся, его связывали и, подогнув ноги и руки к груди, клали на бок, словно укладывая спать. В гроте Тешик-Таш (Средняя Азия) вокруг могилы ребенка устроено заграждение из рогов горного козла. Рога, поставленные попарно острием вниз, образуют круг, внутри которого находились остатки скелета. Люди хотели оживить человека в другом мире и посыпали тела умерших охрой - красным минералом, по цвету напоминающим кровь. В могилу клали разные вещи, которыми покойный пользовался при жизни: оружие, магические предметы и т. п.

Так, на стоянке Мальта (около Иркутска) обнаружено погребение ребенка в специально сооруженном каменном ящике. В его могилу положены диадема, браслет, ожерелье из бус с кулоном в виде стилизованной летящей птички, бляха с изображением змеи. Рядом с умершим лежал нож, у ног - копье, проколка и острие из кремня. Видимо, похоронившие младенца надеялись, что он вырастет «в стране предков» и сможет воспользоваться этими предметами. Значит, уже тогда люди верили в загробную жизнь.

В позднем палеолите могилы устраивали не только для людей, в той же Мальте найдены погребения песцов. И сейчас еще кое-где в Сибири хоронят кости убитых животных, чтобы они «воскресли» и снова стали добычей охотников.

Особый обряд погребения умерших, широкое распространение статуэток богинь плодородия, культовые «медальоны» с рисунком женских половых органов, магические изображения птиц и животных - все это свидетельствует о том, что в верхнем палеолите уже сложилась определенная система верований. Правда, она не мешала первобытным охотникам иногда употреблять в пищу своих соседей. На стоянке Афонтова гора (Сибирь) вместе с остатками съеденных животных найдены и скелеты двух человек - взрослого и ребенка.

Обряды древних людей в какой-то мере можно представить себе по обрядам тех племен, которые и сейчас живут в условиях каменного века. Семья не имеет своего хозяйства, оно является общеродовым. Муж и жена равны, брак легко расторжим. Например, чтобы развести супругов в Индокитае, было достаточно сломать при свидетелях две палочки, которыми едят рис. В Таиланде муж может продать любую из жен, за исключением первой, - с ней надо разводиться. У эскимосов на Аляске мужчина, желающий развестись, уходит из дома и отсутствует несколько дней. Жена должна понять этот «намек» и исчезнуть.

У некоторых народов Центральной Африки и Азии существовал обычай: если жена просила разрешения выйти, а муж при этом не говорил: «Возвращайся поскорее!» - брак считался расторгнутым и жене уже не следовало появляться дома.

Что касается детей, то особенно много внимания уделялось воспитанию у них выдержки И послушания старшим. Как уже отмечалось, каждый подросток должен был пройти строгий экзамен - инициацию.

Инициация . Вот что рассказывает о ней австралийский абориген Робертс: «Мне тогда, наверное, было лет девять. Мой зять, Марди, подкрался сзади, закрыл мне глаза руками и произнес:

Твое время настало. Отец твой, Барнабас, сказал старейшинам, что его сын готов стать мужчиной.

Я думаю, что любой девятилетний белый мальчик почувствовал бы себя польщенным, услышав об этом. Иное дело маленький абориген, живущий по законам племени: он знает, что ему придется переносить боль, изоляцию, жестокость, дать обет монашеского самоотречения и долгое время молчать. Это значит, что мне камнем произведут обрезание, запретят два года разговаривать с определенными родственниками и есть одни виды пищи всю жизнь, а другие - периодически, предложат спать вместе с группой женщин-свойственниц, не досаждая им расспросами и не касаясь их.

Бедный я, бедный!

Итак, мой зять закрыл мне глаза. Тут же меня окружили старейшины. Они стучали бумерангами и пели церемониальные песни, а мои свойственники тем временем вывели мне красной охрой узоры на лбу, щеках и теле. Это означало, что теперь я мальчик, которому предстоит стать мужчиной.

Затем меня отвели к свойственницам. Только теперь я узнал, какие унизительные испытания мне предстоят…

Теперь пойдем спать, - говорила свойственница и указывала мне на место рядом с ней под одеялом. Но я не должен был ее касаться. Она, почти не умолкая, разговаривала со своими сестрами, речь часто шла обо мне. Но я не произносил ни слова… Так повелел закон племени.

Я получил первые навыки самообладания. Тело мое и разум привыкали к дисциплине. Теперь я всегда смогу держать себя под контролем.

Как только я перешел к свойственницам, мой отец, мать, братья и все близкие родственники отстранились от меня, хотя на мне не лежало табу. Это был просто один из способов приучить меня к сдержанности. Я стеснялся, потихоньку плакал, но молчал и даже не делал попытки убежать».

Дальше мальчика ждали еще более суровые испытания: пытки, чтобы научить переносить боль, тренировки в умении подчиняться старшим, проверки на владение мастерством охотника, освоение законов племени и многое другое.

Робертс рассказывает: по ночам шли представления и танцы, во время которых «танцоры засыпали меня наставлениями и заклинаниями. Эту словесную атаку возглавили мои дяди и двоюродные братья:

Не гоняйся за женщинами!

Не бросай копий в собак!

Слушайся старших!

Если тебе велят пробежать милю - пробеги!

Не спорь!

Не возражай!

Не дерись с товарищами, с сестрами и братьями!

Избегай двоюродных сестер!

Не теряй самообладания!

Пока меня наставляли таким образом, хор и танцоры напоминали о заливах и реках, сотворенных Змеей-радугой. Мы считаем властительницей жизни Змею. Ее символ - радуга. Она «прокладывает дорогу», превращая юных девушек в женщин, открывает путь в их чрево, чтобы туда могли проникнуть дети-духи и возродиться от их плоти».

Робертсу предстояло выдержать суровый экзамен, доказать всем, что он умеет метко стрелять из лука, добывать любую дичь, выслеживать врага, быть выносливым и терпеливым, слушаться старших и многое другое.

Инициация продолжалась два года, и Робертс запомнил ее на всю жизнь. Ученые рассказывают об инициации в другом племени, живущем в пустыне: «Дети австралийцев окружены всеобщим вниманием, ласками и заботой. Но потом приходит юность. И тогда беззаботная жизнь мальчика неожиданно обрывается. Даже женщины, самые близкие ему: бабушка, мать, сестра - внезапно набрасываются на него и, угрожая пылающими факелами, изгоняют из места общего обитания (стоянки, лагеря). С этого времени и до окончания обряда обрезания, примерно в течение года, к юноше относятся как к отверженному. Спит он теперь в некотором отдалении от стоянки, никогда не приближается к женщинам и не разговаривает с ними. Он не говорит и со стариками, пока они сами не позовут его. Отвечая старикам, юноша обязан говорить только шепотом».

Жизнь изгнанника идет так: днем он находится среди мужчин, а по ночам спит у своего маленького костра за чертой стоянки племени. И вот, наконец, приходит день, когда старики хватают юношу и под причитания женщин, крики и топот мужчин, уже прошедших инициацию, ведут его в укромное место. Ближайшие родственники юноши - взрослые мужчины - вскрывают на своих руках вены и мажут кровью тело юноши. Цель длительного обряда инициации - познакомить молодого австралийца с законами рода и племени и поведать ему о предках, роде, человеке и мире, приучить к повиновению старшим. При этом используется все, что может воспитать юношу: голод и боль для укрепления силы духа, создание атмосферы непостижимой загадочности. Юноша, лежащий лицом вниз, слышит, но не видит, что происходит вокруг него. Только на мгновение позволяют ему поднять голову и в свете колеблющегося пламени костра взглянуть на зрелище, вызывающее экстаз. Удивительные впечатления остаются в памяти на всю жизнь.

Далеко не все юноши в состоянии вынести лишения и пытки, которым их подвергают во время инициации, самые слабые гибнут. Женщинам и детям строжайше запрещено даже приближаться к лагерю посвящаемых, чтобы они не могли видеть тех, кто проходит испытания, слышать их стоны и вопли. Чрезвычайная жестокость обрядов отсеивала немощных телом и, главное, духом и воспитывала в юношах мужество, стойкость, скромность.

В каждом первобытном племени имелись почитаемые люди, но везде они добивались уважения благодаря не родственным связям, а исключительно личным заслугам - выносливости, мастерству в изготовлении орудий, успехам на охоте и т. п. Заслуги перед родом совсем не означают, что человеку давали особенно много пищи или предоставляли лучшее жилище. Напротив, у него было больше обязанностей, чем у других членов общества.

Писаных законов на протяжении свыше 2,5 миллиона лет не было. Однако все хорошо знали, что можно делать и что нельзя. И понимали, что их ждет за отступление от законов племени, особенно за нарушение табу.

Табу - это строжайший запрет, который как бы берет под защиту некоторые наиболее существенные стороны общественной деятельности, быта и личной жизни людей. Табу оберегает важных лиц - вождей, старейшин, шаманов, священников и слабых - детей и женщин от опасности, связанной, например, с прикосновением к трупу или с употреблением отравленной пищи. Под его охраной также роды, посвящение во взрослые, сексуальная жизнь, личная и общественная собственность и т. п. Люди верили, что если они нарушат табу, то умрут.

Вот отрывок из воспоминаний аборигена Робертса:

«Я видел, как у моих сородичей, объятых ужасом, закатывались глаза и на губах выступала пена. Я видел, как они бежали в неистовстве, теряя дар речи. И все потому, что каждое непонятное им явление они немедленно объясняли колдовством.

Я был свидетелем того, как здоровый мужчина за несколько дней терял силы и рассудок и умирал от потрясения, узнав, что колдун нацелил на него кость или «отпел» его. Он верил, что кость вошла в его тело».

Для аборигена не существует неразрешимых проблем. Если он не в силах объяснить то или иное событие, особенно из ряда вон выходящее, то ему на помощь приходит вера в сверхъестественное. Он думает: «Здесь что-то есть!»

Аборигены считают, что им все дали тотемы, «сновидения». Иногда тотемов бывает несколько. Робертс рассказывает: «Я принадлежу к тотему кенгуру. Поэтому я верю, что кенгуру дал мне язык, место, где собирается вода, пищу, холмы и долины и многое другое. Мне запрещено есть определенные части кенгуру, например передние и задние ноги. Абориген, принадлежащий к тотему змеи, вообще не употребляет ее в пищу, ибо все части тела змеи так схожи между собой, что он может допустить ошибку.

Однажды я, по сути дела, заслужил лавры мастера охоты, выследив и убив динго - дикую собаку, самое пугливое и хитрое животное леса, но по иронии судьбы никому не мог рассказать об этом подвиге.

Не многим из моих сородичей удавалось убить собаку динго или хотя бы приблизиться к ней на расстояние броска копья. Меня обуревало желание поддеть ее труп и положить его к ногам моего воспитателя Улаганга. Но динго - мое второе «сновидение», мой второй тотем.

Если станет известно, что я убил динго, мне придется возместить ущерб моим двоюродным сестрам и братьям. Таков закон. Что бы они ни потребовали из моего имущества - копья, бумеранги, утварь, одеяла, одежду, - я должен им безропотно отдать за мое второе «сновидение», даже если останусь нищим. Этим законом иногда пользуются, чтобы расквитаться с человеком, который по оплошности оказался неучтивым или обидел соплеменника. Если, например, мне очень хочется курить, а мой друг вытаскивает из полной пачки сигарету и закуривает, не предлагая мне, я могу убить одно из его «сновидений» - может быть, гуану, змею или летающую лисицу - и принести в лагерь. «Пачку сигарет! - потребую я. - Всю целиком! Десять фунтов, что ты выиграл вчера в карты! Твой перочинный нож! Рубашку с тела!»

И он должен выполнить все мои требования, чтобы выкупить свое «сновидение». Ведь я могу потребовать все, что угодно».

Писатель Герман Мелвилл, проживший в 1842 году несколько месяцев среди людоедов племени тайпи на Маркизовых островах, рассказывает: «Нередко, гуляя по рощам, я замечал на каком-нибудь хлебном дереве или на кокосовой пальме особый венок из листьев, обхватывающий ствол. Это был знак табу. Само дерево, его плоды и даже тень, им отбрасываемая, объявляются неприкосновенными. Хитрые необъяснимые запреты - одно из примечательных черт табу. Перечислить их все было бы просто немыслимо. Черные кабаны, младенцы до определенного возраста, женщины в интересном положении, молодые люди во время татуировки их лица, а также некоторые участки долины, пока идет дождь, равно ограждены запретительной силой табу.

Один из подвыпивших капитанов в ответ на предостережения товарищей ответил: «Пошли вы со своим табу!» - и стал стрелять в священных птиц, рвать плоды запретного дерева и т. п. Индейцы с ужасом ждали, когда небо поразит осквернителя смертью, но этого не случилось. Но когда уставший от буйствования капитан попытался напиться в ручье, путь ему был прегражден, не пустили его и под навес, где он намеревался укрыться от солнца».

Бывали случаи, когда чужеземцев, нарушивших табу, просто убивали. Зигмунд Фрейд приводит такой пример. Однажды племенной вождь, обитатель Новой Зеландии, бросил в пути остатки своего обеда. Какой-то голодный парень тут же подобрал их и съел. Увидевший это человек с ужасом сказал ему, что он проглотил табуированный обед вождя. После этих слов здоровый и сильный юноша упал и в мучительных судорогах к вечеру следующего дня умер. Другой пример. Вождь потерял зажигалку, соплеменники нашли и воспользовались ею. Но когда узнали, что на зажигалку было наложено табу, умерли от ужаса. Или: женщина собирала плоды в запрещенном месте. Когда она узнала об этом, то через сутки скончалась.

Жизнь первобытного человека полна страхов. «Я уже десять лет живу среди белых людей, как белый, но я до сих пор не победил в себе врожденного страха и впитанного с молоком матери убеждения, что некоторые старые аборигены наделены сверхъестественной силой», - говорит в своей книге Робертс.

В государствах сформированы специальные органы, призванные сурово наказывать за нарушение законов, но, несмотря на это, никто не соблюдает их так строго, как соблюдали правила табу наши далекие предки.

Итак, к концу древнекаменного века человек создал не только орудия, но и жилища, в подобных которым живет и сейчас в суровых условиях Заполярья. Он научился добывать огонь, готовить на нем пищу, изобрел живопись, скульптуру, придумал свои обряды и неписаные законы (табу), которые позволяли ему сохранять организованность и дисциплину в племени. Все это помогало человеку жить в любых условиях и создать цивилизацию.

Из книги Колесницы богов автора Дэникен Эрих фон

Древние фантазии и легенды или древние факты? Как я уже говорил, в древности встречались вещи, которые никак не могли существовать при уровне знаний того периода. И по мере того как копились факты, я продолжал испытывать пыл исследователя.Почему? Да хотя бы потому, что

Из книги Аварцы. История, культура, традиции автора

Обычаи, обряды, досуг В горах дагестанских джигиты, бывало, Чтоб дружбу мужскую упрочить сильней, дарили друг другу клинки и кинжалы, И лучшие бурки, и лучших коней. Расул Гамзатов В каждый сезон года аварцы выполняли различные хозяйственные работы. Многие из них

Из книги Лезгины. История, культура, традиции автора Гаджиева Мадлена Наримановна

Народный календарь, календарные обычаи и обряды Ведение хозяйства (земледелие и скотоводство) побуждало людей к наблюдению за небесными телами, за изменениями в природе.У лезгин имели свои названия восход (рагь экъечIун, экуьн ярар), зенит (нисин вахт), закат (рагьхъфин,

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

2.2. Многие «древние астрономические наблюдения» могли быть вычислены позднесредневековыми астрономами, а затем вписаны ими как «наблюдения» в древние хроники Нельзя забывать, что при написании «правильной истории» средневековые хронологи могли обращаться и к

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Праздники и обряды

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

Религия, обряды и обычаи восточных славян Религия язычников-славян Современный украинский историк Я. Е. Боровский так писал об обрядах и обычаях славян-язычников в книге «Мифологический мир древних киевлян»: «С древнейших времен, еще задолго до принятия христианства,

Из книги Тайны языческой Руси автора Мизун Юрий Гаврилович

СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ Кажется, нет в мире ни одного более торжественного пиршества, которое можно сравнить со свадебным обрядом, началом и совершением брака, началом и венцом любви, о котором молодые головы поэтизируют за несколько лет прежде, избирая в своей

Из книги Цивилизация Древнего Рима автора Грималь Пьер

Из книги Друиды [Поэты, ученые, прорицатели] автора Пиготт Стюарт

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ Существует еще один аспект археологического изучения кельтской религии, необычайно важный для нашего нынешнего исследования. Речь идет о выводах, которые можно сделать, анализируя характерные особенности погребений. Они отражают, с одной стороны,

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

3. Древние вавилоняне и древние ассирийцы Примерно в то время, когда жрец Манефа составлял «роспись египетских царей» (280…270 г. до н. э.), в Вавилоне один из жрецов Ваала - Бероз писал на греческом языке историю своего народа. К сожалению, до нас дошли только отрывки этого

Из книги Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк) автора Дорошенко Е А

Глава III. ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ ЗОРОАСТРИЙЦЕВ На протяжении многих веков зороастрийцы сохраняли свои культы, обычаи и обряды. В условиях постоянных преследований они жили замкнутой общиной, высшая духовная прослойка строго следила за правильностью исполнения всех обрядов.

Из книги История религий. Том 2 автора Крывелев Иосиф Аронович

Из книги Числа против лжи. [Математическое расследование прошлого. Критика хронологии Скалигера. Сдвиг дат и сокращение истории.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4.3. Многие «древние» астрономические наблюдения могли быть теоретически рассчитаны поздне-средневековыми астрономами, а потом вписаны ими как якобы «реальные наблюдения» в якобы «древние» хроники Нельзя забывать, что при написании «правильной скалигеровской истории»

Из книги Обрядовая сторона культов Древней Греции автора Камад Илона М.

2. Религиозные обряды Существенный компонент в сакральных обрядах греков составляли жертвоприношения. Как известно, этот обычай восходит к древнейшим религиозным представлениям, когда человек пытался задобрить дарами сверхъестественные силы и божества или когда род

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Раздел ХIХ Народные представления, обычаи, обряды, ритуалы, действа дохристианского времени, а также во времена двоеверья и христианства; праздники христианских святых в народном сознании Каждое действие, каждое народное произведение, как колядки, щедривки, пожелания,

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Культ, обряды и обычаи

Обрядовая культура корнями уходит в языческие времена проторелигиозных верований. В древности человека на протяжении всей его жизни сопровождали многочисленные ритуалы при участии всей общины.

Ритуалами сопровождались начала и завершения земледельческих циклов, достижения определенных возрастных ступеней в жизни человека, праздники смены сезонов, а также смена человеком своих верований, языческое раскрещивание.

Обряды древних славян - традиции и верования

Славянская история насчитывает много тысячелетий. За этот долгий срок сформировалось множество обрядов, регламентирующих жизнь языческой общины. Обряды восточных славян были тесно связаны с культом земледелия, благодаря благоприятному климату, определяющему род деятельности славянских племен.

Пантеон богов был весьма обширен, особенное внимание уделялось почитанию Солнца, дающего жизнь окружающей природе. Так, богом Солнца считался Сварог, однако в разные времена года Солнце также отождествляли с такими божествами, как Коляда, Ярило, Хорс и Даждьбог. Среди женщин особой популярностью пользовалась Макошь, богиня земледелия и водных источников, покровительница ремесел. Ритуалы почитания богов совершались в специальных местах силы, которые отводились отдельно для каждого божества. Такие места назывались капищами.

Календарные традиции и праздники

Большая часть обрядов была напрямую связана со сменой сезонов и определенными вехами в годовом цикле. Так, зимой было принято совершать обряд колядования - заклинания от злых духов, провожания уходящего года, закладывания позитивных программ на грядущий год.

Весной, согласно верованиям древности, было принято печь из теста птичек «жаворонков», которые бы помогли Весне одолеть Зиму. Тогда же у славян были распространены обрядовые песни-заклинания весны - веснянки.

Лето - пора праздников для молодежи.

Главным среди них считался праздник Ивана Купала, во время которого незамужние девушки плели венки из цветов и пускали их по реке, а парни искали в лесу легендарный цветок папоротника.

Вечером этого дня на берегу реки разжигались костры, и молодежь прыгала через них, совершая тем самым обряд очищения огнем от нечистой силы.

Осень традиционно считалась временем сбора урожая, который сопровождали многочисленные обряды. Помимо праздника жатвы, на осень приходилось основное количество свадеб и связанных с ними ритуалов.

Возрастные обряды у древних славян

Разумеется, славянских обрядов гораздо больше, каждый этап жизни сопровождался одним или даже несколькими обрядами. Но часть из них утеряна безвозвратно, а часть видоизменилась настолько, что от первоначального в них осталось совсем немного.

Рождение

Сам процесс родов был неразрывно связан с магическими обрядами, призванными обеспечить матери благополучное разрешение от бремени, а ребенку - защиту от всевозможного негатива. Плацента и пуповина, а также пуповинная кровь не выбрасывались, а бережно сохранялись бабкой-повитухой, чтобы закопать их в саду под родовым деревом с заговорами на долгую жизнь и крепкое здоровье новорожденного.

Праздник рождения нового человека было принято отмечать в узком семейном кругу, чтобы не привлекать нечистой силы и недобрых взглядов окружающих.

Первое время во избежание сглаза ребенка не разрешалось показывать никому, кроме ближайших родственников.

У многих народов древности также была традиция окунания младенца в чан с водой сразу после рождения. Это делалось как в целях гигиены, так и для защиты малыша от злых духов, его символическое омовение с приходом в новый для него мир. Для первой пеленки использовалась одежда родителей - дочери мать отдавала свою рубаху, с сыном делился отец.

Имянаречение

Согласно верованиям древних славян, имя человека определяло его будущую судьбу. Поэтому к обряду имянаречения члены рода и общины относились крайне ответственно. Имя предварительно согласовывалось с волхвом, тщательно подбирался день для проведения ритуала, и, как только все условия были выполнены, обряд мог состояться.

Ритуал проводили перед священным огнем, куда бросали прядь волос нарекаемого. Обязательным также было принесение требы духам предков – для этого использовали зерно и сурью.

Перед началом обряда обычно бросали жребий, чтобы определить, достоин ли человек данного ему имени.

Если все складывалось благополучно, то после проведения обряда вся община могла обращаться к нему новым именем.

Однако славяне трепетно оберегали свои имена от чужаков и иноземцев. Для пришлых людей использовались родовые или защитные имена, такие как Некрас, Нежелан. Такое негативное значение имени, согласно верованиям, должны были отпугнуть от его хозяина злых духов и дурных людей.

Похоронный обряд

У древних славян было принято сжигать усопших на поминальных кострах - крадах или домовинах. Очищение огнём, по поверью, позволяло духу умершего скорей освободиться от земной оболочки.

Одним из главных обычаев древних славян было то, что все поколения семьи жили под одной крышей, а так же где то неподалёку от дома находилось семейное кладбище, так что в жизни семьи незримо принимали участие и давно умершие предки.

Детей в те времена рождалось гораздо больше, чем в наше время, т.е. по количеству детей в семье древних славян и современные семьи очень различны, по мимо этого у язычников, мужчине, не считалось зазорным приводить в свой дом столько жён, сколько он мог прокормить. Т.е. в таком доме жили, примерно, четверо-пятеро братьев с жёнами, детьми, родителями, бабушками, дедушками, дядями, тётями, двоюродными, троюродными.

Каждый человек, живший в такой семье, считал себя в первую очередь членом рода, а не индивидуальностью. А так же любой славянин мог назвать своих предков на несколько столетий назад и подробно рассказать о каждом из них. С предками были связаны многочисленные праздники, многие из которых уцелели до наших дней (Радуница, родительский день).

Знакомясь, древние славяне обязательно должны были упомянуть чей он сын, внук и правнук, без этого люди сочли бы, что человек, не назвавший отца и деда, что то скрывает. Каждый род имел определённую репутацию. В одном люди славились честностью и благородством, в другом встречались мошенники, следовательно повстречав представителя подобного рода, следовало держать ухо востро. Человек знал, что при первом знакомстве его будут оценивать так, как того заслуживает его род. С другой стороны, он и сам чувствовал ответственность за всю большую семью.

В те времена повседневная одежда каждого славянина представляла собой его полный «паспорт». Одежда каждого содержала огромное количество деталей говоривших о её обладателе: из какого он племени, какого рода, и т.д. Глядя на одежду, сразу можно было определить, кто это такой и откуда, а значит, и как себя с ним вести.

В таком роду никогда не бывало ни всеми позабытых детей, ни брошенных стариков т.е. человеческое общество заботилось о каждом своём члене, беспокоясь о выживания рода и общества в целом.

Дом, всегда являвшийся защитой, убежищем, в поверьях противопоставлялся всему остальному, чужому. Он был первой заботой любого мужика, решившегося выделиться из прежней семьи. Место под постройку выбирали очень тщательно, от этого зависело, будет ли в доме удача, счастье и достаток. Плохим считалось место, где раньше стояла баня, был похоронен самоубийца, где горел дом и т.д. На приглянувшемся месте ставили на ночь под открытым небом воду в каком-либо сосуде. Если к утру она сохраняла чистоту и прозрачность, то это считали хорошим знаком.

Начиная работу, молились на восход солнца и выпивали поставленную хозяином «заручную». В передний, «святой» угол клали три вещи: деньги (монету) – «для богатства», ладан – «для святости», овечью шерсть – «для тепла». Сверху под крышей ставился резной гребень с вытесанными фигурками, например, петуха. Как вещая птица, он очень почитался древними славянами. Считалось, что петух пробуждает к жизни солнце, возвращает на землю свет и тепло. В обличье петуха славяне олицетворяли небесный огонь. Он оберегал дом от пожара и удара молнии. Переезд в новый дом совершали ночью, в полнолунье. Он сопровождался различными обрядами. Хозяева обычно несли с собой петуха, кошку, икону и хлеб–соль; нередко – горшок каши, угли из старой печи, мусор из прежнего дома и т.д.

Мусор в верованиях и магии древних славян – атрибут дома, вместилище душ предков. Его переносили при переселении, надеясь, что вместе с ним в новый дом перейдет дух – охранитель дома, удача, богатство и благополучие. Использовали мусор в гаданиях и в различных магических целях, например, окуривали дымом горящего мусора от сглаза.

Одним из сакральных центров дома была печь. В печи готовили пищу, на ней спали, в некоторых местах ее использовали в качестве бани; преимущественно с ней была связана народная медицина. Печь символизировала женщину, рождающее женское лоно. Она была главным оберегом семьи внутри дома. У печи давались клятвы, у печного столба заключали договор; в печурке прятали молочные зубы детей и пуповины новорожденных; в подпечье обитал покровитель дома – домовой.

Предметом особого почитания был и стол. При продаже дома стол обязательно передавали новому владельцу. Его двигали обычно только при совершении некоторых обрядов, например, свадьбы или похорон. Тогда проводили ритуальный обход стола, либо обносили вокруг него новорожденного. Стол являлся и начальной, и конечной точкой любого пути. Его целовали перед дальней дорогой и по возвращении домой.

Часть дома, наделяемая многими символическими функциями – окно. Его часто применяли как «нетрадиционный выход из дома», чтобы обмануть нечистых духов, болезнь и т.д. Например, если в доме умирали дети, то новорожденного передавали через окно, чтобы он остался жить. Окна нередко воспринимались и как путь для чего-то святого, чистого. Через окна не разрешалось плевать, выливать помои, выбрасывать мусор, так как под ними, по поверью, стоит Ангел Господень.

Если дом был защитой, убежищем, то ворота являлись символом границы между своим, освоенным пространством и чужим, внешним миром. Они считались опасным местом, где обитает всякая нечистая сила. На ворота вешали образа, а утром, выйдя из дома, молились сначала на церковь, потом на солнышко, а затем на ворота и на все четыре стороны. К ним нередко прикрепляли венчальную свечу, втыкали в них зубья бороны или вешали косу для защиты от нечистых духов, затыкали в щели ворот колючие растения как оберег от ведьм. В воротах с древних времен совершались различные магические действия. В них традиционно ранней весной разжигали костры, которые очищали пространство ворот, а с ним и все пространство двора.

Инициация, похороны и свадьба как основные обряды

Инициация

Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти обряд инициации. Происходила она в три ступени.

Первая — непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку со знаками рода.

По достижении мальчиком трех лет он проходил подстягу — т. е. его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому.

В двенадцать — тринадцать лет, по достижении брачного возраста, мальчиков и девочек приводили в мужской и женский дома, где они получали полный набор сакральных знаний, необходимых им по жизни. После этого девушка вскакивала в поневу (род юбки, носившийся поверх рубахи и говоривший о зрелости). Юноша после посвящения получал право носить боевое оружие и вступать в брак.

Свадьба

Брачные обычаи у разных славянских народов были различны. Самый распространённый обряд был таков.

Свадьба состояла из поклонения Ладе, Триглаву и Роду, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева по обыкновению вокруг берёзы), призывая в свидетели богов и берегинь того места, где происходил обряд.

В обязательном порядке свадьбе предшествовало похищение невесты либо сговор. Вообще невеста должна была идти в новую семью (род) насильно, чтобы не оскорбить духов-хранителей своего рода («не я выдаю, силой ведут»). Поэтому с этим связаны длительные грустные, скорбные песни невесты и её рыдания.

На пиру молодожены не пили, им было запрещено, считалось что от любви пьяны будут. Первую ночь проходила на тридевяти снопах, застеленных мехами (пожелание богатства и многочадия).

Похороны

У славян было несколько погребальных обрядов. Первым, в период расцвета язычества, был обряд сожжения, с последующим насыпанием кургана.

Вторым способом хоронили так называемых «заложных» покойников — умерших подозрительной, нечистой смертью. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела подальше в болото или овраг, после чего это тело заваливали сверху ветками. Обряд выполнялся именно в такой форме, чтобы не осквернять землю и воду «нечистым» покойником.

Погребение в землю, привычное в наше время, широко распространилось только после принятия христианства.

Вывод: Многие традиции, обычаи и обряды существовавшие у древних славян, дошли и до наших времён.

Свадьба - волнующее событие для всех участников, а славянская свадьба или даже просто свадьба в славянском стиле может стать незабываемым, высоким торжеством. Некоторые обычаи славянской свадьбы известны всем - например, свадебный поезд, который раньше назывался дружиной, или же наличие каравая – обрядового печения. Известный обряд славянской свадьбы - постилание вышитого славянского рушника на землю, осыпание молодых хмелем и рожью «на счастье», богатое застолье. И всё же есть традиции славянской свадьбы, которые надо вспомнить и объяснить. Об этом - в статье.

По многим источникам древних летописей знаем, что сама славянская свадьба начиналась задолго до ее празднования. Все начиналось со сватовства – некоего уговора о создании семейного союза, заключенного не только между парнем и девушкой, но и их родителями. В этом действе было важно получить двухстороннее согласие родителей на решение молодых людей пожениться.

Обычаи, обряды и традиции славянской свадьбы

Незадолго до свадьбы в обычае было посещать могилы умерших родных и близких. Предполагалось, что таким образом будущие муж и жена получают от своих предков благословение. Действо это, чтобы ощутить взаимосвязь с Родовым Древом. Это очень важно для продления рода, когда молодожены захотят, чтобы в их семье воплотился кто-либо из рода мужа либо жены. Такая тесная взаимосвязь с предками была важна для славян древних времен.

Также перед самой свадьбой было принято устраивать мальчишники и девичники, которые популярны даже в современных свадебных традициях.

Мальчишник (молодечник, либо вечерина жениха) – это не столько традиция, сколько обряд. Его могли придерживаться либо за день до свадьбы, либо за несколько дней до свадьбы, которые начинаются от дней рукобитья (обручения, помолвки, или заручины). Особенность мальчишника заключается в обрядовой пирушке со своими сверстниками и друзьями, которые неженаты. Это прощание с беспечностью, холостой жизнью, гуляньями и «вольной волюшкой». Ритуалы могут выражаться в мистериях – театральных постановках, играх с масками на лице, загадками, сказками и весельем.

Девичник (девичий вечер, вечёрка, или вечерина невесты) – это обрядовое времяпровождение невесты со своими незамужними подружками, которое совершается либо в любой день со дня рукобития, либо за день до самой свадьбы. Это время, когда невеста прощается со своим девичеством, легкой и простой жизнью, где не требовалось ранее от нее большой ответственности и самостоятельности. Все русские и славяне знают о веселии и гуляньях в такой день. Однако на русском Севере девичник совсем не начинается весельем – здесь можно встретить плач, причитания, поэтические сожаления. Так провожают девичество и прощаются с ним навсегда.

Вьюнишник (юнины, обходной обряд, вьюшник или окликание молодых) – это обходной обряд, когда свадебная пора ознаменована поздравлениями, хороводами, величаниями, чествованием молодых, которые вступили в семейный союз в течение текущего года. Этот обряд завершает долговременный период послесвадебного периода времени. Славянская свадьба была делом не одного дня, а целого периода, важного для всех ее участников, а не только для молодых. Обряд вьюнка или венка помогал молодоженам перейти из одного социального статуса в другой, из неженатых в семейных.

Славянский рушник и другие атрибуты

Славянский рушник является одним из главных атрибутов свадьбы славян. Он является защитой рода и передается из поколения в поколение. Разных видов таких рушников насчитывается около 40 вариантов, и все они – отражение разных славянских культур. Наступить на расшитый рушник, расстеленный по земле, обозначает магически защитить свою молодую семью силой обоих родов, а также будущих потомков новой семьи.

Каравай – это выпеченный хлеб из сладкого теста с различными украшениями на нем, тоже из теста (завитки, цветы, косички, листья). Он символизирует богатую жизнь, достаток для молодой семьи. При помощи каравая совершался также обряд, объединяющий жениха и невесту с богами, дающими возможность прокормиться людям на земле. Например, оказывалось почтение Матери Земле и Отцу Небу.

Кольца символизировали Солнце, связь с солярной символикой славян. Они являются также символами любви, единения, верности и гармонии.

Венок – часть славянской атрибутики, символизирующей для молодой пары вечную любовь и силу Солнца, сокрытую в травах и цветах.

Домотканое полотенце , которым обвязывают руки жениха и невесты.

Современная свадьба в славянском стиле

Традиции славянской свадьбы сейчас не исполняются в полной мере, конечно. Но свадьбы в славянском стиле набирают популярность. Сегодня постилают рушник на пол в брачных салонах, пекут праздничный обрядовый каравай, молодые надевают кольца. Невеста может надеть венок из трав и цветов, либо же молодожены надевают тканые очелья, а невеста - платье в славянском стиле, расшитое обережной вышивкой.

На такую свадьбу приглашается волхв или жрец, который произносит славления Богам, чествования предкам двух родов жениха и невесты и торжественно сочетает в союз пару. Действо происходит на лоне природы. Гости после сочетания молодоженов осыпают зернами пшеницы, «шишечками» настоящего хмеля.

Несмотря на утраченные традиции, славянская свадьба все еще продолжает существование в разных культурах и народах славян. Досконально теперь можно повторить всю обрядовость такого мероприятия в том случае, если собрать воедино все кусочки, сохранившиеся в летописях и сказаниях. Но нужно учитывать особенности культур южных, западных, восточных и северных славян. Они могут в чем-то сильно отличаться даже в отношении проведения свадеб.

Занятия славян. «Делают нивы свои и землю свою», — так летописец определил главное занятие славян. Земледелие играло огромную роль в их жизни. Не случайно слово «жито», обозначающее всякий хлеб на поле или в зерне, в славянском языке родственно словам «жить», «жизнь». Землю пахали на лошадях или на волах деревянными орудиями с железными наконечниками. Древний плуг у славян назывался «рало», «орать» означало пахать, а «оратай» — пахарь. Славяне выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо. В хозяйстве держали коров, свиней, овец, коз, лошадей. Количество скота указывало на богатство семьи или рода. Животные использовались вместо денег при купле-продаже. Слово «скот» означало деньги, казна называлась «скотница».

Почти все необходимое для жизни изготавливалось в домашних условиях. В свободное от полевых работ время славяне пряли, ткали, шили, лепили игрушки, делали хозяйственную утварь. Каждый мужчина в славянском поселении искусно владел топором, служившим и для рубки деревьев, и для строительства жилья, и для изготовления хозяйственных мелочей. Например, топором били «баклуши» — делали заготовки для деревянных ложек. Это была самая легкая работа, которую поручали старикам и детям. Все постройки, в том числе и укрепления, были деревянными. Их «срубали» и «городили». Древнее славянское слово «город» означало первоначально огороженное место, укрепленный пункт.

Славяне-воины. Мужчины у славян были смелыми охотниками и воинами. О воинском вооружении свидетельствуют такие исконные славянские слова, как «копье», «щит», «стрела». Седло и стремена появились у славянских всадников раньше, чем у многих европейских народов.

Славянские земли нередко вызывали зависть воинственных соседей. Славянским племенам приходилось отбиваться от германцев и скандинавов, но особенно часто — от степных кочевников. Волна за волной кочевники из века в век беспокоили степные окраины славянского мира.

Но и сами славяне совершали далекие походы за добычей, завоевывали новые земли. Особенно их привлекали богатства Византийской империи. Византийские авторы писали о славянах как о неустрашимых воинах, знающих различные военные хитрости и приемы, умеющих стойко переносить лишения. Славянские воины могли незаметно передвигаться даже на открытой местности, умело маскируясь за небольшими камнями и кустами, за пучками травы, а затем внезапно нападали на врагов. Если кто-то из славянских воинов бывал внезапно застигнутым нападением врагов, то он прятался в воде и мог находиться там очень долго, держа во рту трубку из камыша. «Племена славян, — писал византийский автор, — любят свободу, их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, наготу, недостаток в пище». Тем иноземцам, что приходили к ним с миром (послам и торговцам), славяне оказывали гостеприимство.

Обычаи славян. Посвящение в члены рода. Вся жизнь славян, как и других народов древности, сопровождалась различными обрядами. В три года мальчикам делали «постриг» — состригали пряди волос, которые приносили в жертву богам. С этого времени мальчики переходили из попечения матери под опеку мужчин. Их начинали приучать к мужским делам. Примерно в семь лет мальчика — будущего воина — впервые сажали на коня. В этом же возрасте девочки учились прясть. Первый клубочек, спряденный девочкой, сжигали, а золу она должна была выпить с водой. Это было испытанием перед началом взрослой жизни.Более суровыми были обряды, которыми в глубокой древности сопровождалось посвящение в полноправные члены рода мальчиков 9—11 лет. Подростков увозили в лес, где в потайных избушках они должны были выдержать тяжелые испытания. Мальчик должен был как бы умереть и вновь родиться сильным и выносливым, после чего его объявляли взрослым. Эти страшные и жестокие обряды породили сказки о Бабе-Яге, похищающей детей и сжигающей их в печи.

После посвящения молодые воины уходили из поселка и проводили несколько лет в лесу, упражняясь в боевом искусстве и совершая набеги на соседей. Женщинам вход в лесные убежища был воспрещен, в противном случае всем грозила беда (следы этих представлений сохранились в пушкинской сказке «О спящей царевне и семи богатырях»). «Лесные богатыри» первыми встречали нападения врагов и были защитой племени; позже из них формировались княжеские дружины.

Свадьба. Прошедший все испытания юноша мог жениться. По древнейшему обычаю, невесту из соседнего племени полагалось похищать или выкупать. Похищение невест порой вызывало даже межплеменные столкновения. Но со временем «умыкание» и «купля» невесты стали лишь обрядами. Во время праздничных игрищ, плясок и песен парни «умыкали» себе жен, но, как правило, договаривались с ними об этом заранее. Женились в те времена рано: юноши в 16—17 лет, девушки в 12—14. Старейшины и князья могли иметь по две и по три жены.

Свадьба была целым спектаклем с особыми песнями. Молодым желали счастливой богатой жизни и — побольше детей. На свадьбе полагалось обильное угощение, выпивалось много хмельных напитков. Свадебный пир сопровождался «плясками», «гудьбой» (музыкой), «песнями бесовскими», жертвоприношениями и обрядами, направленными на обеспечение плодородия и богатства. Мужчина считался главным в семье, поэтому невеста должна была в знак покорности снять с жениха сапоги. На свадьбе присутствовали жрецы (колдуны), которые должны были оберегать молодых от злых сил.

Тризна. Похоронные обряды у славян были связаны с верой в загробную жизнь. Покойника с почетом провожали на «тот свет», чтобы он оказывал помощь своим потомкам, заступался за них перед богами. Рядом с умершим клали горшок с едой, орудия труда, оружие.

Покойника сжигали на костре: по представлению славян-язычников, вместе с дымом душа человека отходила в «иное царство». Оставшийся после сожжения пепел складывали в горшок. Некоторые племена ставили горшки с прахом умерших в деревянные избушки — домовины. Этот обычай отразился в сказке об «Избушке на курьих ножках», в которой живет Баба-Яга. Большинство же славян над остатками погребального костра насыпало высокий земляной холм — курган.

Затем устраивали тризну — воинское конное состязание в честь умершего. Все завершалось поминальным пиром. Как правило, языческие похороны заканчивались бурным весельем. Смерть человека трактовалась не как горе и потеря, а как переход в царство мертвых, где жизнь души продолжается. Душу покойника полагалось веселить и ублажать. Кроме того, шумом и криками отгоняли смерть от живых.